#Культура

#Суд и тюрьма

"Глянцевое" кино Андрея Кончаловского

2009.11.21 |

Кувшинова Мария

По случаю собственного юбилея Андрей Кончаловский вскрыл перед публикой повапленный гроб отечественного гламура — в прокат вышел фильм «Глянец», сценарий которого был написан режиссером совместно с Авдотьей Смирновой

По случаю собственного юбилея Андрей Кончаловский вскрыл перед публикой повапленный гроб отечественного гламура — в прокат вышел фильм «Глянец», сценарий которого был написан режиссером совместно с Авдотьей Смирновой.

Консультант модельера — пародия на всех дорогостоящих и бессмысленных отечественных креативщиков

Главная героиня картины — ростовчанка Галя (Юлия Высоцкая), девушка далеко за двадцать. Она попадает под разлагающее влияние журнала Beauty и уезжает в Москву, чтобы присоединиться к пестрой толпе носителей брендов и любителей мартини. Она оставляет в родном городе добродушного братка-бойфренда, неприятных пьющих родителей (типажи, перешедшие в новую картину Кончаловского прямиком из «Дома дураков») и любимую козу. Почему ее только сейчас так пробрало чтение глянца, не вполне понятно. То есть внешняя мотивировка ясна — режиссер Кончаловский хотел снять в главной роли свою супругу 1973 года рождения. Мотивировка внутренняя, проистекающая из логики происходящего, может быть только одна — героиня, видимо, очень медленно читает. Потому что ни в реальности, ни в фантазиях не существует провинциальной девицы под тридцать без определенных занятий и семьи: она должна была уехать десять лет назад или уже по второму разу развестись у себя дома.

В дальнейшем картина мира рисуется Кончаловским с таким же градусом искажения или, если угодно, с той небрежностью, которая отличает наших больших режиссеров, работающих со злободневным материалом.

Путешествие героини по кругам глянцевого ада начинается в редакции любимого журнала — над педикюром, который во время редколлегии делают главному редактору, уже поиздевался каждый. Потом она будет работать швеей в модном доме эрзац-Лагерфельда (Ефим Шифрин): поддавшись на уговоры прохиндея-креативщика, он создаст новую коллекцию, вдохновляясь человеческими экскрементами (более замысловатого образа для описания подлинной сути глянцевого мира Кончаловский за весь фильм так и не придумал). Пообтесавшись, вчерашняя провинциалка станет правой рукой VIP-сутенера, поставляющего элитных моделей обеспеченным клиентам. Финал картины неоднозначен и допускает двойную трактовку: Галя либо погибает, либо выходит замуж за пьющего нелюбимого олигарха, что, по словам Кончаловского, совершенно одно и то же.

Герой Ефима Шифрина подражает Карлу Лагерфельду, потому что его легко пародировать

Никто, разумеется, не вправе требовать от художника жизнеподобия — до тех пор, пока созданный им мир сохраняет подлинность в собственных границах (как, например, у Феллини, в любви к которому Кончаловский только что признался в своем короткометражном фильме, снятом к юбилею Каннского фестиваля). Но «Глянец» фальшив изнутри и снаружи — в гораздо большей степени, чем вся постиндустриальная dolce vita, которую он обличает. Этот фильм — притча, не выполняющая своих дидактических функций. Никто из персонажей не похож ни на человека, ни на типаж, ни на сатиру — они похожи на диковатые шаржи, нарисованные со зла и на скорую руку. Аллегорическая система, построенная на постоянно возникающей теме фекалий, — довольно странная основа для нравоучительного и даже нравоописательного произведения.

Фальшива и сама посылка, из которой родился фильм: «умные люди глянец не читают, они его издают». Эта уже ставшая крылатой фраза идеально иллюстрирует различие между нашим и не нашим гламуром, а также объясняет, почему всяческие разоблачения этой блестящей субстанции в отечественном контексте выглядят нелепо.

Ирина Розанова в роли главного редактора гламурного журнала произносит афоризмы с интонациями сценаристки картины Авдотьи Смирновой

На Западе глянец — лишь одна из страт цивилизации, хорошо заметная на фоне других, но все же существующая среди многообразия форм. И люди, которые там работают, относятся к своему делу серьезно, в противном случае они работали бы в другом месте. Поэтому появление прозы Брета Истона Эллиса или романа «Дьявол носит Prada» — это шок, вызов существующему мироустройству. У нас рекламоемкий глянец во всех видах — едва ли не единственная медийная форма. И работают на него в основном историки и филологи, от души презирающие баночки, туфельки и сумочки. Просто потому, что для гуманитария это самый простой и непыльный способ обеспечить себе пристойный уровень жизни.

Потому все интеллигентские причитания по поводу засилья гламура суть удобный способ самооправдания. Пришел такой кровожадный гламур на ножках и всех слопал вместе с потрохами и духовностью. Зачем же вы его пустили? Ведь не глянец порождает в нестойких душах пустоту, как ни пытаются убедить нас в этом Кончаловский и Смирнова, — глянец лишь заполняет собой пространство, которое было пустым.

Фильмография Андрея Кончаловского

Актер
Иваново детство (1962)

Режиссер
Глянец (2007)
Лев зимой / Lion in Winter (2003)
Дом дураков / House of Fools (2002)
Одиссея / Odyssey (1997)
Ближний круг / Inner Circle (1991)
Гомер и Эдди / Homer and Eddy (1989)
Танго и Кэш / Tango and Cash (1989)
Застенчивые люди / Shy People (1987)
Дуэт для солистки / Duet for One (1986)
Сбежавший поезд / Runaway Train (1985)
Любовники Марии / Maria’s Lovers (1984)
Дядя Ваня (1970)
Дворянское гнездо (1969)
История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж (1967)
Первый учитель (1965)

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share