#Скандал

Беснования бесогона

2017.08.28

Хроника атаки Никиты Михалкова на Ельцин-центр в цитатах и комментариях

9 декабря в ходе парламентских слушаний «О реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года: региональный аспект», которые вела глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, режиссер, глава Российского фонда культуры, и, с некоторых пор, — телепропагандист Никита Михалков выступил с заявлением, которое хоть и касалось напрямую культурной жизни в регионах, но прозвучало все же несколько неожиданно.

Бесогон нападает

Михалков с отчаянием комдива Котова, который, как знают те немногие, кто досмотрел до конца «Утомленные солнцем-2. Цитадель», с черенком от лопаты штурмовал любые крепости, — пошел в атаку на екатеринбургский «Ельцин Центр».

«Мы говорим о регионах, но мы не можем не понимать, что не может быть культуры без объективного понимания истории. В Екатеринбурге существует Центр, в котором осуществляют ежедневные инъекции разрушения самосознания людей», — наябедничал Михалков Матвиенко.

Помня при этом, что президент перед этим дважды — в послании и на заседании Совета по культуре — заявил, что цензуры в России не может быть, Михалков привычно постарался соответствовать генеральной линии партии. «Разговор идет не о том, чтобы кого-то наказывать или вводить цензуру, я говорю о возможности сменить вектор, скорректировать программу. Это вопрос национальной безопасности, каждый день сотни детей ходят туда, они получают этот яд», — разъяснил свою позицию режиссер.

Кстати, стоит отметить, что весной 2016 года в одном из выпусков авторской программы «Бесогон-ТВ» Никита Михалков уже озвучивал ровно те же тезисы, но тогда услышан не был. На этот раз глава Совета Федерации прямо ему сказала: «Мы вас услышали».

Для справки: как легко убедиться из доступного на сайте расписания Центра, дети в него действительно приходят — не только на экскурсии, но и на мастер-классы по рисованию (там, вероятно, по мысли Михалкова, и делаются «инъекции разрушения самосознания»). Взрослым приходится еще тяжелее — их в декабре ждут фотовыставки, лекция главы «Озона» об электронной коммерции, круглый стол о декабристах и прочие невыносимые испытания. 

Музей защищается 

Речь режиссера появилась на лентах агентств около половины четвертого. Менее чем через два часа пришел убийственный ответ из Екатеринбурга. «Лично очень жажду увидеть в музее Никиту Сергеевича Михалкова, мы были бы счастливы показать ему экспонаты, с которыми он точно знаком», — с присущим уральцам гостеприимством высказался исполнительный директор «Ельцин Центра» Александр Дроздов. И добавил, что в музее имеются «очень трогательные документы», в том числе — обращение Михалкова к Борису Ельцину в качестве его доверенного лица на президентских выборах. «Это было искренне, что всегда свойственно Никите Сергеевичу в выражениях его любви к действующей власти в любых ее формах», — сыграл на добивание исполнительный директор.

Михалков, который, по собственному признанию, никогда не был в «Ельцин Центра», ответ Дроздова проигнорировал. Но тут 10 декабря в полемику вступила жена первого президента России Наина Ельцина. Ее письмо, опубликованное на сайте Центра, читали так активно, что сервер не выдержал, и пришлось распространять полный текст в социальных сетях.

«Ельцин Центру» уже год, он живет своей активной, насыщенной жизнью. За год только Музей Ельцина посетили более четверти миллиона человек, а всего, вместе с многочисленными мероприятиями и событиями, в Президентском центре побывали больше полумиллиона посетителей. Центр стал любимым местом екатеринбуржцев, в него с радостью идут и молодые, и пожилые, каждый находит для себя что-то важное и интересное. Вот, например, сейчас в Центре готовится большая новогодняя программа, чтобы доставить радость детям разного возраста. Будут елки, Дед Мороз, театральные постановки... Это что — «инъекция разрушения национального самосознания»? Только в воспаленном воображении Михалкова может возникнуть такая интерпретация всего того, что делает «Ельцин Центр».

Я помню, как Никита Михалков был доверенным лицом Бориса Николаевича на выборах 1996 года и тогда совсем иначе оценивал реформы 90-х и вклад «команды Ельцина» в строительство новой России. Если честно, то мне очень горько писать эти слова. Я и представить не могла, что через 20 лет он с легкостью отречется от того, что говорил и делал», — писала Наина Иосифовна.

Бесогон не сдается

Потомок царских постельничих мог гордо смолчать в ответ на нападки какого-то там директора, но на письмо жены начальника, хоть и бывшего, не ответить не мог. Ответ Михалков обдумывал целый день — открытое письмо Наине Ельциной было опубликовано только 11 декабря.

Начал скромно: «Я не имею обыкновения вступать в полемику с хулителями, ибо я считаю, что Бог рассудит всех». Продолжил лебезя: «Я глубоко сожалею, что доставил Вам огорчение, но уверен, что Вас ввели в заблуждение, интерпретируя мои слова под определенным углом. Не про память Бориса Николаевича Ельцина и не про его деятельность я говорил на Совете Федерации, а про то, каким образом и кто составляет и исполняет программы сомнительного исторического содержания с сомнительными историческими выводами». Потом поставил Ельцина в один ряд с Иваном Грозным: «Я никогда не говорил о том, что Борис Николаевич не достоин музея, это не правда. <…> Любой, кто оказывался на вершине власти, достоин того, чтобы память о нем сохранялась. Именно поэтому я так бился, защищая установку памятника Ивану Грозному в городе Орле». Объяснился по поводу перемены в собственных взглядах: «Я принимал участие в выборах совершенно осознанно и говорил все, что говорил, совершенно искренне, потому что для меня и для очень многих других людей в тот момент альтернативы Борису Николаевичу не было никакой. Все, что было на виду и претендовало на власть, было много хуже».

Интересно, что это самое «много хуже», о котором Михалков отзывается в уничижающем среднем роде, теперь — в числе его единомышленников. 7 декабря, опередив режиссера, закрыть «Ельцин Центр» призывал Геннадий Зюганов.

Дальше — длинно и скучно, про открытое сердце, искреннее уважение и происки врагов, которые вместо объективной трактовки истории навязывают народу субъективную.

Тогда же, 11 декабря, обращаясь уже не к жене покойного президента, а к живому и актуальному начальству, которое «услышало», Михалков показал, что сдаваться не собирается: «На мой взгляд, необходимо собрать команду профессионалов — историков, политологов и специалистов, которые должны, проанализировав всю экспозицию, экспонаты и деятельность музея, внести в нее свои правки, если они сочтут это нужным». Режиссер — за худсовет с последующим погромом, иными словами, если вспомнить, какие «историки и политологи» числятся у него в сторонниках.

Не собираются сдаваться и уральцы. Уже в ночь на понедельник губернатор Свердловской области Евгений Куйвашов написал в своем Instagram: «Никита Сергеевич! Если бы я знал ваши фильмы только по пересказам, они бы мне тоже могли не понравиться. Жизнь научила меня, что доверять можно только собственным глазам и чувствам. Поэтому приезжайте в Екатеринбург, лично проведу экскурсию по «Ельцин Центру», вместе сходим в музей Бориса Николаевича. Он управлял страной в сложное время, ему приходилось принимать непростые решения, но как настоящий уралец Ельцин эту ношу вынес. Я горжусь, что принимал участие в создании Центра его имени. Это место любят многие свердловчане, посмотреть на него приезжают даже из Австралии. А вы из Москвы никак не доедете. Жду в гости!» Куйвашев — не самый, мягко говоря, горячий сторонник либерализма, но тут явно задеты чувства просто любящего свою малую родину человека.

Жизнь вне времени

Вообще говоря, такое бывает — люди со временем меняют свои взгляды, видят в прошлом ошибки и даже пытаются их исправить. Но тут случай явно другой — из ответа Наине Ельциной видно, что Никита Михалков ни в чем не раскаивается и ни в чем не оправдываться. Раскаиваться и оправдываться перед Михалковым должны все остальные, он же всегда действовал на благо отечества.

О подлинной любви Михалкова — любви к власти и умении при любой власти чувствовать себя отлично — исчерпывающе высказался исполнительный директор «Ельцин Центра» Александр Дроздов. Черта семейная — и при Сталине, и при Брежневе, и при Путине на торжественных мероприятиях вставали под гимн, слова для которого сочинил отец режиссера, Сергей Михалков.

Но тут есть и еще один важный момент. Верный слуга всех господ отлично попадает в резонанс с нынешними потугами сочинить идеологию для возрождающейся империи. История как раз и превращается в зону идеологического конструирования. Историю переделывают, вспоминают реальных героев и бьются за реальность героев выдуманных, чтобы доказать, что нынешняя российская власть — и есть вершина развития России, воплощение смысла ее существования, а люди — что-то вроде дров в костре собственной к власти любви.

Но при этом люди, великую власть воплощающие, — они живые. Они не возникли из пустоты. У них есть прошлое. Они делали карьеры в девяностые, то есть в период, который внутри ими же творимой мифологии позволено рисовать только черной краской. И тут у чиновника из петербургской мэрии, пришедшего в демократическую власть из КГБ, может быть, даже больше неприятных воспоминаний, чем у режиссера. Режиссер, в конце концов, давно империей грезил и даже роль царя сыграл в одном из собственных фильмов.

И конечно, любые места, где хранятся «очень трогательные документы», напоминающие, что помимо великой истории, которую можно переписывать как угодно, чтобы обеспечить себе в ней теплое место, есть еще маленькие, личные истории, которых не перепишешь, — должны вызывать естественное раздражение нынешних хозяев России. И, как можем видеть, вызывают.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share