#Кино

#Сюжеты

«Оскар-2015»: кто угрожает «Левиафану»

2017.08.28

Американская киноакадемия опубликовала рекордный список претендентов на премию за лучший неанглоязычный фильм 2014 года. В нем 83 пункта — на 7 больше, чем в прошлом году, — включая картину Андрея Звягинцева. Голливудские академики не имеют отношения к формированию списка: в него попадают все, кто номинирован национальными оскаровскими комитетами — по одной картине от страны. В начале января особая оскаровская комиссия составит из этих кандидатов лонг-лист — из девяти фильмов. А 15 января (когда будут объявлены все оскаровские номинанты) количество претендентов сократится до пяти. Финал (оскаровская церемония) — 22 февраля. Кадр из фильма «Левиафан» Андрея ЗвягинцеваШансы «Левиафана» Андрея Звягинцева считаются высокими. Не зря продюсер фильма Александр Роднянский, не чуждый американской киноиндустрии, только что принял решение перенести выпуск фильма в России с ноября на февраль, когда оскаровский ажиотаж достигнет пика.Но безоговорочному вхождению ленты Звягинцева в лонг-лист все же угрожают два фактора.Во-первых, еще на майском Каннском фестивале, где «Левифан» удостоился приза за сценарий, стало ясно, что не все иностранцы понимают его адекватно: не как частную историю о несправедливости, а как глобальное высказывание о сегодняшней России, где люди бесправны перед властью, которую крышует церковь.А во-вторых, у «Левиафана» сильные конкуренты. Да, три четверти фильмов, выдвинутых на иностранный «Оскар», пока что темные лошадки, и никому не ведомо — шедевры это или проходняк. Но и той четверти фильмов, которые успели засветиться в мировом прокате или на кинофестивалях, достаточно, чтобы сформировать сильный лонг-лист.Вот девять главных, на сей момент, выдвиженцев от разных стран, которых можно смело рассматривать как соперников «Левиафана».От Мавритании: «Тимбукту» / Timbuktu, режиссер Абдеррахман Сиссако. В России в прокат не выходил.Красивейший фильм одного из самых известных африканских режиссеров, закончившего ВГИК и свободно говорящего по-русски. Красота в фильме концептуальна. Сюжет в том, что некогда процветавший исторический, а теперь затерянный в песках город Тимбукту захватили идеологи джихада (что и впрямь как-то случилось), побивающие камнями до смерти местных жителей даже за то, что те слушают музыку. Главный смысл фильма: нельзя спрятаться от мерзкой политики, тоталитаризм все равно тебя достанет. Активизация Исламского государства повышает оскаровские котировки «Тимбукту».От Канады: «Мамочка» / Mommy, режиссер Ксавье Долан. В нашем прокате — с 13 ноября.Долан — 25-летний квебекский вундеркинд, снявший уже пятую картину. У него продуманы каждый кадр и даже его размер. В «Мамочке» экран сокращен до небольшого квадрата. Когда примерно на 70-й минуте главный герой, подросток с синдромом агрессии, катаясь на скейтборде в сопровождении мамы и соседки напротив, которая расширила его горизонт, вдруг раздвинул экран руками, зал главного фестиваля в мире — Каннского — зашелся от рукоплесканий. В итоге в Канне-2014 Долану достался приз жюри. Если именно ему отдадут и «Оскар», это будет воспринято многими киноэкспертами как должное.От Бельгии: «Два дня, одна ночь» / Two Days, One Night, режиссеры Жан-Пьер и Люк Дарденны. У нас фильм вышел 9 октября.Дарденны — самые премированные каннские режиссеры в истории: у них есть почти все, включая две «Золотые пальмовые ветви» за лучший фильм («Розетта» и «Дитя»). Их новая картина, как всегда, психологическая и социальная, покорила мировую прессу. В фильме молодая женщина, у семьи которой финансовый коллапс, должна за уикенд уговорить хотя бы половину из шестнадцати сослуживцев отказаться от бонуса в €1000. Потому что вопрос поставлен так: или мы ее сокращаем, и все с бонусами, или оставляем, но тогда всем — увы. Женщину играет оскаровская лауреатка Марион Котийяр. Автор этих строк — из тех редких критиков, кому фильм нравится не слишком. Во время просмотра гадаешь лишь над чисто практическим обстоятельством: что это за странная антигуманная демократия на работе, когда сотрудники сами должны решать, выбрать ли бонусы или уничтожить подругу-сослуживицу? Но Дарденны остаются редкими из современных киноклассиков, у которых нет не то что «Оскара», но даже номинации на него. Их победа тоже будет выглядеть логичной.От Турции: «Зимняя спячка» / Winter Sleep, режиссер Нури Бильге Джейлан. У нас фильм вышел в конце августа.Фильм-триумфатор последнего Каннского фестиваля. Нури Бильге Джейлана давно называют «турецким Антониони и Тарковским». Его прежние картины были построены на паузах, недомолвках, тонкой мимике, выражении глаз, которые и позволяли сравнивать его с тем же Антониони и говорить о проблеме человеческой некоммуникабельности — теперь уже в Азии. Но «Зимняя спячка» — это сплошной разговор, основанный на русской литературе: Толстом, Достоевском и, прежде всего, Чехове, особенно — «Дяде Ване» (при этом действие разворачивается в горной Турции). В Канне, кроме главного, он получил и приз ФИПРЕССИ — Международной федерации кинопрессы. Но воспримет ли «Оскар» умный разговорный фильм длиной 3 часа 16 минут — большой вопрос.От Польши: «Ида» / Ida, режиссер Павел Павликовски. У нас в прокат не выходил.Изумительно художественный фильм одного из ведущих польских режиссеров, в 1998-м снявшего дельный фильм о перестроечной России «Стрингер» с Сергеем Бодровым-мл. в главной роли. Действие «Иды» происходит в шестидесятые годы. Это картина о девушке, собирающейся постричься в монахини, но вдруг узнающей, что у ее семьи страшная история, а она вообще-то еврейка — со всеми вытекающими в военной и поствоенной Польше последствиями. «Ида» уже получила массу наград. В том числе приз за лучший фильм на фестивале в Лондоне и награду ФИПРЕССИ в Торонто — на фестивале, который считается важным для оскаровской гонки.От Франции: «Сен-Лоран. Стиль — это я» / «Saint Laurent», режиссер Бертран Бонелло. В РФ фильм вышел 16 октября.Фильм не назовешь скучной правильной кинобиографией, чем он, собственно, и покоряет. Это вспышки-всплески из жизни Ива Сен-Лорана: работа, тусовки. Из всего этого вырисовывается личность человека, который всегда жил на глазах публики (работников, заказчиков, репортеров) и при этом чувствовал себя одиноким, отчужденным от мира маргиналом. Уже сам факт, что этот фильм на «Оскара» выдвинула Франция, где достойных фильмов — масса, говорит о многом.От Швеции: «Форс-мажор» / «Force Majeure», режиссер Рубен Эстлунд. У нас в прокат не выходил.Забавный и в то же время тревожащий — чувство опасности не покидает ни на минуту — фильм одного из самых модных шведских режиссеров. Он — про семью (он и она, их дочь и сын, которым меньше десяти), приехавшую на лыжный курорт во французские Альпы. Все ничего, пока на второй день не случается форс-мажор: в горах регулярно устраивают взрывы для искусственного схода лавин, и одна такая не слишком хорошо просчитанная лавина едва не накрывает террасу отеля, где обитает счастливая семья. И папа дает деру, оставив жену и детей. А потом трусит признать, что струсил. В конечном счете, фильм приходит к, может быть, тривиальному, но здравому выводу: какие мы ни есть, все мы люди, и надо любить близких, даже если они проявили слабость. Большой успех в среде европейской кинокритики.От Венгрии: «Белый бог» / «White God», режиссер Корнел Мундруцо. В нашем прокате должен выйти в феврале.Фильм известного в Европе венгерского режиссера поначалу похож на советского гуманного «Белого Бима Черное ухо». В стране принят закон о жестких налогах на дворняг — допускается содержать лишь чистопородных собак. В итоге отец 13-летней девочки выгоняет на улицу ее любимого питомца. Пока девочка и пес ищут другу друга, тот начинает понимать, что не все люди хорошие. Тут-то — неожиданный поворот: озлобленные людской травлей собаки начинают войну против человечества. Фильм тронул сердца всех любителей собак. Тем более, что стало известно: в нем снялись триста беспородных уличных догов, и всех их создатели фильма потом пристроили. Мундруцо уже получил главный приз второй по значимости каннской программы «Особый взгляд». А среди оскаровских академиков любителей собак тоже немало.От Аргентины: «Дикие истории» / «Wild Tales», режиссер Дамиан Шифрон. У нас должен выйти в феврале.Аргентинское кино на подъеме: недавно обрело «Оскар» за филигранную драму «Тайна в его глазах». Бесспорный плюс «Диких историй» не только в его артистизме — фильм безумно смешной, второго такого среди претендентов на неанглоязычный «Оскар» наверняка не окажется. Это — комедийный нуар о человеческих страстях, состоящий из шести новелл. В четырех из них кого-то убивают, в двух — едва не убивают. Почти каждое действие зал встречает хохотом и аплодисментами. Лучше всех первая новелла, в которой севшие на авиарейс вдруг обнаруживают, что, хотя и не знакомы, некогда имели дело с одним и тем же музыкантом-неудачником. А сам неудачник оказывается пилотом этого самолета, который решил разом угробить всех, кто ему когда-либо досадил. В общем, доведенная до абсурда Агата Кристи.Тем не менее — за «Левиафан»!

Американская киноакадемия опубликовала рекордный список претендентов на премию за лучший неанглоязычный фильм 2014 года. В нем 83 пункта — на 7 больше, чем в прошлом году, — включая картину Андрея Звягинцева. Голливудские академики не имеют отношения к формированию списка: в него попадают все, кто номинирован национальными оскаровскими комитетами — по одной картине от страны. В начале января особая оскаровская комиссия составит из этих кандидатов лонг-лист — из девяти фильмов. А 15 января (когда будут объявлены все оскаровские номинанты) количество претендентов сократится до пяти. Финал (оскаровская церемония) — 22 февраля.

Кадр из фильма «Левиафан» Андрея Звягинцева

Шансы «Левиафана» Андрея Звягинцева считаются высокими. Не зря продюсер фильма Александр Роднянский, не чуждый американской киноиндустрии, только что принял решение перенести выпуск фильма в России с ноября на февраль, когда оскаровский ажиотаж достигнет пика.

Но безоговорочному вхождению ленты Звягинцева в лонг-лист все же угрожают два фактора.

Во-первых, еще на майском Каннском фестивале, где «Левифан» удостоился приза за сценарий, стало ясно, что не все иностранцы понимают его адекватно: не как частную историю о несправедливости, а как глобальное высказывание о сегодняшней России, где люди бесправны перед властью, которую крышует церковь.

А во-вторых, у «Левиафана» сильные конкуренты. Да, три четверти фильмов, выдвинутых на иностранный «Оскар», пока что темные лошадки, и никому не ведомо — шедевры это или проходняк. Но и той четверти фильмов, которые успели засветиться в мировом прокате или на кинофестивалях, достаточно, чтобы сформировать сильный лонг-лист.

Вот девять главных, на сей момент, выдвиженцев от разных стран, которых можно смело рассматривать как соперников «Левиафана».

От Мавритании: «Тимбукту» / Timbuktu, режиссер Абдеррахман Сиссако. В России в прокат не выходил.

Красивейший фильм одного из самых известных африканских режиссеров, закончившего ВГИК и свободно говорящего по-русски. Красота в фильме концептуальна. Сюжет в том, что некогда процветавший исторический, а теперь затерянный в песках город Тимбукту захватили идеологи джихада (что и впрямь как-то случилось), побивающие камнями до смерти местных жителей даже за то, что те слушают музыку. Главный смысл фильма: нельзя спрятаться от мерзкой политики, тоталитаризм все равно тебя достанет. Активизация Исламского государства повышает оскаровские котировки «Тимбукту».

От Канады: «Мамочка» / Mommy, режиссер Ксавье Долан. В нашем прокате — с 13 ноября.

Долан — 25-летний квебекский вундеркинд, снявший уже пятую картину. У него продуманы каждый кадр и даже его размер. В «Мамочке» экран сокращен до небольшого квадрата. Когда примерно на 70-й минуте главный герой, подросток с синдромом агрессии, катаясь на скейтборде в сопровождении мамы и соседки напротив, которая расширила его горизонт, вдруг раздвинул экран руками, зал главного фестиваля в мире — Каннского — зашелся от рукоплесканий. В итоге в Канне-2014 Долану достался приз жюри. Если именно ему отдадут и «Оскар», это будет воспринято многими киноэкспертами как должное.

От Бельгии: «Два дня, одна ночь» / Two Days, One Night, режиссеры Жан-Пьер и Люк Дарденны. У нас фильм вышел 9 октября.

Дарденны — самые премированные каннские режиссеры в истории: у них есть почти все, включая две «Золотые пальмовые ветви» за лучший фильм («Розетта» и «Дитя»). Их новая картина, как всегда, психологическая и социальная, покорила мировую прессу. В фильме молодая женщина, у семьи которой финансовый коллапс, должна за уикенд уговорить хотя бы половину из шестнадцати сослуживцев отказаться от бонуса в €1000. Потому что вопрос поставлен так: или мы ее сокращаем, и все с бонусами, или оставляем, но тогда всем — увы. Женщину играет оскаровская лауреатка Марион Котийяр. Автор этих строк — из тех редких критиков, кому фильм нравится не слишком. Во время просмотра гадаешь лишь над чисто практическим обстоятельством: что это за странная антигуманная демократия на работе, когда сотрудники сами должны решать, выбрать ли бонусы или уничтожить подругу-сослуживицу? Но Дарденны остаются редкими из современных киноклассиков, у которых нет не то что «Оскара», но даже номинации на него. Их победа тоже будет выглядеть логичной.

От Турции: «Зимняя спячка» / Winter Sleep, режиссер Нури Бильге Джейлан. У нас фильм вышел в конце августа.

Фильм-триумфатор последнего Каннского фестиваля. Нури Бильге Джейлана давно называют «турецким Антониони и Тарковским». Его прежние картины были построены на паузах, недомолвках, тонкой мимике, выражении глаз, которые и позволяли сравнивать его с тем же Антониони и говорить о проблеме человеческой некоммуникабельности — теперь уже в Азии. Но «Зимняя спячка» — это сплошной разговор, основанный на русской литературе: Толстом, Достоевском и, прежде всего, Чехове, особенно — «Дяде Ване» (при этом действие разворачивается в горной Турции). В Канне, кроме главного, он получил и приз ФИПРЕССИ — Международной федерации кинопрессы. Но воспримет ли «Оскар» умный разговорный фильм длиной 3 часа 16 минут — большой вопрос.

От Польши: «Ида» / Ida, режиссер Павел Павликовски. У нас в прокат не выходил.

Изумительно художественный фильм одного из ведущих польских режиссеров, в 1998-м снявшего дельный фильм о перестроечной России «Стрингер» с Сергеем Бодровым-мл. в главной роли. Действие «Иды» происходит в шестидесятые годы. Это картина о девушке, собирающейся постричься в монахини, но вдруг узнающей, что у ее семьи страшная история, а она вообще-то еврейка — со всеми вытекающими в военной и поствоенной Польше последствиями. «Ида» уже получила массу наград. В том числе приз за лучший фильм на фестивале в Лондоне и награду ФИПРЕССИ в Торонто — на фестивале, который считается важным для оскаровской гонки.

От Франции: «Сен-Лоран. Стиль — это я» / «Saint Laurent», режиссер Бертран Бонелло. В РФ фильм вышел 16 октября.

Фильм не назовешь скучной правильной кинобиографией, чем он, собственно, и покоряет. Это вспышки-всплески из жизни Ива Сен-Лорана: работа, тусовки. Из всего этого вырисовывается личность человека, который всегда жил на глазах публики (работников, заказчиков, репортеров) и при этом чувствовал себя одиноким, отчужденным от мира маргиналом. Уже сам факт, что этот фильм на «Оскара» выдвинула Франция, где достойных фильмов — масса, говорит о многом.

От Швеции: «Форс-мажор» / «Force Majeure», режиссер Рубен Эстлунд. У нас в прокат не выходил.

Забавный и в то же время тревожащий — чувство опасности не покидает ни на минуту — фильм одного из самых модных шведских режиссеров. Он — про семью (он и она, их дочь и сын, которым меньше десяти), приехавшую на лыжный курорт во французские Альпы. Все ничего, пока на второй день не случается форс-мажор: в горах регулярно устраивают взрывы для искусственного схода лавин, и одна такая не слишком хорошо просчитанная лавина едва не накрывает террасу отеля, где обитает счастливая семья. И папа дает деру, оставив жену и детей. А потом трусит признать, что струсил. В конечном счете, фильм приходит к, может быть, тривиальному, но здравому выводу: какие мы ни есть, все мы люди, и надо любить близких, даже если они проявили слабость. Большой успех в среде европейской кинокритики.

От Венгрии: «Белый бог» / «White God», режиссер Корнел Мундруцо. В нашем прокате должен выйти в феврале.

Фильм известного в Европе венгерского режиссера поначалу похож на советского гуманного «Белого Бима Черное ухо». В стране принят закон о жестких налогах на дворняг — допускается содержать лишь чистопородных собак. В итоге отец 13-летней девочки выгоняет на улицу ее любимого питомца. Пока девочка и пес ищут другу друга, тот начинает понимать, что не все люди хорошие. Тут-то — неожиданный поворот: озлобленные людской травлей собаки начинают войну против человечества. Фильм тронул сердца всех любителей собак. Тем более, что стало известно: в нем снялись триста беспородных уличных догов, и всех их создатели фильма потом пристроили. Мундруцо уже получил главный приз второй по значимости каннской программы «Особый взгляд». А среди оскаровских академиков любителей собак тоже немало.

От Аргентины: «Дикие истории» / «Wild Tales», режиссер Дамиан Шифрон. У нас должен выйти в феврале.

Аргентинское кино на подъеме: недавно обрело «Оскар» за филигранную драму «Тайна в его глазах». Бесспорный плюс «Диких историй» не только в его артистизме — фильм безумно смешной, второго такого среди претендентов на неанглоязычный «Оскар» наверняка не окажется. Это — комедийный нуар о человеческих страстях, состоящий из шести новелл. В четырех из них кого-то убивают, в двух — едва не убивают. Почти каждое действие зал встречает хохотом и аплодисментами. Лучше всех первая новелла, в которой севшие на авиарейс вдруг обнаруживают, что, хотя и не знакомы, некогда имели дело с одним и тем же музыкантом-неудачником. А сам неудачник оказывается пилотом этого самолета, который решил разом угробить всех, кто ему когда-либо досадил. В общем, доведенная до абсурда Агата Кристи.

Тем не менее — за «Левиафан»!

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share