#Судьба

#Сюжеты

Синий всадник

2017.08.28

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка крупнейшего немецкого авангардиста Пауля Клее. Впервые его картины Москва увидела 90 лет назад — и надолго забыла
podpiska.newtimes.ru Пауль Клее в своей мастерской После «Первой всеобщей германской художественной выставки» в Москве 1924 года две работы Пауля Клее были куплены Государственным музеем нового западного искусства. Затем последовало много трагических событий и в жизни художника, и в жизни двух стран. В 1937-м национал-социалисты объявили его живопись «вырожденческой» и выставили семнадцать работ Клее, к тому времени уехавшего из нацистской Германии в Швейцарию, на пропагандистской выставке «Дегенеративное искусство». Вскоре после этого, в 1940 году, художник умер в Локарно от тяжелой болезни. Что касается СССР, то здесь вообще ликвидировали Музей западного искусства, в котором хранились те самые купленные работы Клее. Сохранились они только чудом. Уже много позднее, в 1979 году, Музей им. Пушкина приобрел из частной коллекции еще одну работу Пауля Клее — «Комета над Парижем».

Трех работ этого мастера чрезвычайно мало, чтобы составить о нем представление, поэтому нынешняя экспозиция, открытая к 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией, предоставляет редкую возможность познакомиться с его творчеством. Называется выставка «Ни дня без линии» — так звучит девиз, которым руководствовался Клее в своей жизни.

МУЗЫКА СФЕР

"Вечерний  пожар", 1929 год

"Древний звук", абстракция на черном фоне, 1925 год

Пауль Клее должен был бы стать музыкантом, а не художником. Все шло именно к этому. Родился он в 1879 году недалеко от швейцарского Берна. Отец его был музыкантом и учителем музыки, мать пела и преподавала вокал. Уже в семь лет Пауль прекрасно играл на скрипке и виолончели, был поклонником Баха и Моцарта. И если бы бабушка не купила ему в детстве цветные карандаши, он, скорее всего, так и не стал бы художником. Даже путешествуя вместе с отцом, он всегда брал с собой бумагу и карандаши, играл и рисовал одновременно. Когда Паулю исполнилось 11 лет, его пригласили играть в Бернской музыкальной ассоциации, но он выбрал иной путь — в 1900-м начал учиться в Академии изящных искусств в Мюнхене, где вскоре его сокурсником стал Василий Кандинский. И все равно, даже став профессиональным художником, он оставался в душе музыкантом. Не случайно в 1906-м женой Пауля Клее стала баварская пианистка Лили Штумпф.

ОДЕРЖИМОСТЬ ЦВЕТОМ

"Портрет эмоциональной дамы", 1906 год

Мастерская Пауля Клее, 1922 год

Путь Пауля Клее в искусстве совпадал с главными художественными течениями тех лет. Это путь от классического искусства к абстрактному, через актуальные в разные периоды кубизм, сюрреализм, фовизм. Живя в Мюнхене, он вошел в знаменитое объединение «Синий всадник», среди участников которого были и русские художники — Василий Кандинский, Марианна Веревкина, Алексей Явленский. Они провозглашали своей целью освобождение от «окаменелых традиций академической живописи». В объединение входили также и танцовщики, и музыканты. Решающим поворотом для Клее на пути к абстракции стало посещение Туниса. Эту поездку он совершил вместе со школьным другом Луи Муайе и художником Августом Маке в апреле 1914 года. «Цвет овладел мной. Мне не нужно гнаться за ним. Он овладел мной навсегда, я это знаю. Вот смысл счастливой минуты: я и цвет едины. Я — художник». Во время Первой мировой войны Клее «доверили» рисовать камуфляж на самолетах. Клее повезло, а его друг по «Синему всаднику», художник-экспрессионист Август Маке погиб во время одного из боев. Ему было всего 27 лет. Клее посвятил ему свою работу «Смерть за Идею», выполненную пером и чернилами.

На протяжении жизни Клее экспериментировал с самыми разными техниками. Более десяти лет преподавал во всемирно известной школе Баухауз — Высшей школе строительства и художественного конструирования, оказавшей влияние на архитектуру и искусство всего ХХ века. Разделы московской экспозиции, построенной по хронологическому принципу, прослеживают все этапы жизни и творчества художника. Восприятию помогают исторические артефакты, среди которых композиции-гербарии, которые собирал Пауль Клее, его рабочие инструменты и фотографии из его мастерских и даже куклы, участвовавшие в импровизированных представлениях кукольного театра в доме художника.

"Странствующий цирк", 1940 год

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share