#Выставки

#Сюжеты

Происхождение мира по Себастьяну Сальгадо

2017.08.28

В Москве открывается выставка одного из самых знаменитых в мире фотографов-документалистов

Теуреум, сикерей и вождь племени Ментаваи. Этот шаман готовит фильтр для саго из листьев этого же дерева, о. Сиберут, Западная Суматра, Индонезия, 2008 год.

Выставка легендарного бразильца называется «Генезис» и пройдет в рамках XI Международного месяца фотографии в Москве, в недавно отреставрированном Доме-музее Муравьева-Апостола. У нас в стране фотографии Сальгадо выставлялись лишь однажды, десять лет назад — тогда он показал свой цикл «Рука человека». На нынешней выставке будет представлено 245 снимков из разных серий мастера. Проект «Генезис» был начат в 2004 году и завершен в 2011-м. За эти годы Сальгадо побывал в пустыне Калахари, джунглях Индонезии, на Галапагосских островах и Мадагаскаре, в Антарктике, на Аляске и других местах, где природа сохранилась в первозданном виде. Много снимков было сделано в России — на Ямале, Камчатке и острове Врангеля. «Мы живем в критическое для нашей планеты время, и фотография — один из способов поделиться этим историческим моментом, — говорит Сальгадо. — Для меня «Генезис» — это своего рода дань уважения нашему природному дому».

Река страданий

Себастьян, или на бразильский манер Себастио Сальгадо, не собирался быть фотографом. Он родился 8 февраля 1944 года в муниципалитете Айморес, окончил экономический факультет Университета Сан-Паулу и получил степень магистра. По поручению Всемирного банка часто бывал в Африке. В начале 1970-х по политическим мотивам переехал в Париж. Его жена для изучения архитектуры Парижа купила свой первый фотоаппарат. Взяв в руки камеру и посмотрев через объектив на окружающее, Сальгадо понял, что мир совсем не таков, как ему думалось. Когда спустя многие годы его спросили, каков главный урок, полученный благодаря фотографии, он ответил: «Всю мою жизнь меня обманывали. Нам всегда говорили, что люди — это единственный разумный вид. Но у каждого вида, в том числе у деревьев и растений, есть свой собственный разум: они все демонстрируют невероятное поведение, невероятную разумность и невероятный интеллект». В какой-то момент Сальгадо понял, что профессия экономиста его более не привлекает, и отказался от нее, став профессиональным фотографом. Работал с крупнейшими агентствами мира, пока наконец не создал свое, в котором их только двое — он и его жена. Фотограф сам назначает себе задания и сам же их исполняет.

«Всю мою жизнь меня обманывали. Нам всегда говорили, что люди — это единственный разумный вид. Но у каждого вида, в том числе у деревьев и растений, есть свой собственный разум»

Свой первый проект, посвященный Латинской Америке, Сальгадо снимал семь лет, с 1977 года: «Я наблюдал, как передо мной в медленном, крайне ленивом темпе — темпе, который символизирует скорость течения времени в этом регионе, — протекает поток различных культур, столь схожих между собой своими верованиями, историей и страданиями». Результатом стала вышедшая в 1986 году книга «Другие Америки» (Other Americas), свидетельство очевидца о бедственном положении крестьянства и коренных народов Латинской Америки. В том же году вышла его вторая книга «Сахель: человек в беде» (Sahel: Man in Distress) — о последствиях сильнейшей засухи на севере Африки в 1984–1985 годах. Ее герои не только жертвы стихии, коренные жители африканской полупустыни, но и молодые врачи, инженеры, обслуживающий персонал. В предисловии к книге уругвайский писатель Эдуардо Галеано писал о «лицах, пронзительно кричащих, не разжимая губ», а драматург Артур Миллер назвал фотографии Сальгадо актом глубокой веры. «Я не хочу, чтобы на мои фотографии смотрели как на произведения искусства», — говорит сам Сальгадо.

Капричос

Людское несчастье на снимках Сальгадо настолько пронзительно, что это даже вызвало критику: стали говорить, что он эстетизирует беду и катастрофу. Действительно фотограф работает как крупный, значительный художник, не зря Сьюзен Зонтаг упомянула имя Сальгадо в контексте Леонардо да Винчи — ей эти имена кажутся сопоставимыми. В его снимках нет отстраненной фиксации человеческой трагедии, черно-белая фотография по силе воздействия приближается к образам Данте и Гойи. За свою жизнь фотографа Сальгадо, по его словам, видел слишком много ужасов: однажды в Демократической Республике Конго он стал свидетелем гибели десяти тысяч человек, находившихся в лагерях для беженцев в Гоме.

Обычно женщины в деревне Зое используют красный плод орлеанового дерева (Bixa orellana), чтобы окрасить свои тела, штат Пара, Бразилия, 2009 год.Фотография Себастио Сальгадо/Amazonas images

Зонтаг написала о Сальгадо в своей последней книге «Глядя на боль других» (2003): «В основе сегодняшних надежд и моральных переживаний лежит убежденность в том, что война — отклонение от нормы, даже если ее невозможно прекратить. Что норма — это мир, даже если он недостижим. Такое видение войны, разумеется, было свойственно человеку не всегда. Долгое время нормой считалась война, мир был исключением…» Она видит ложный гуманистический пафос в том, как трактуются некоторые снимки Сальгадо, в первую очередь имея в виду его семилетний проект «Миграции: человечество на переходе». Зонтаг считает, что зрители испытывают чувство тотального бессилия, когда видят эти огромные панорамные снимки: «При восприятии бедствий в таком масштабе наши сострадание и жалость могут только блуждать, не находя опоры в реальности, и становиться абстракцией…» Фотографы, по ее мнению, злоупотребляют чувствами и эмоциями зрителей — жалостью, состраданием, негодованием. Но это именно абстрактные эмоции, которые не опираются на конкретные действия.

Большие песчаные дюны между Альберг и Мерзуга, Тадрарт, к югу от Джанет, Алжир, 2009 год. Фотография Себастио Сальгадо/Amazonas images

Безусловно, Сальгадо не согласен с таким подходом. Будучи сам мигрантом, он через судьбы других народов рассказывает непосредственно о себе и своей семье. Для проекта «Миграции» он снимал лагеря переселенцев, беженцев, гастарбайтеров: «За шесть лет работы я насмотрелся на жестокость, а главное, практически потерял веру в возможность выживания рода человеческого. Потерял веру в людей».

Генезис

Чтобы выйти из этого состояния отчаяния, Сальгадо начал свой последний по времени проект «Генезис». Отчасти на этот замысел его натолкнула история с собственной землей, семейным ранчо, которое погибало из-за того, что были уничтожены и вырублены окружающие леса. Катастрофа захватила целый регион, цветущие поля превратились в выжженный кусок земли. Вместе с женой с конца 1990-х годов фотограф работал над восстановлением небольшой части Атлантического леса в Бразилии. В 1998 году им удалось превратить этот край в заповедник и создать Instituto Terra, который посвящен восстановлению лесов, охране и экологическому образованию. Все это и убедило его начать снимать нетронутую цивилизацией жизнь и природу, которая воспринимается в его снимках как обетованная земля.

Британская «Гардиан» посвятила специальный репортаж путешествию Сальгадо по Сибири. Он странствовал по Крайнему Северу больше месяца в компании восемнадцати ненцев — представителей коренного народа Севера, который насчитывает сейчас всего 42 тыс. человек. Сальгадо говорил, что за сорок дней пребывания в Сибири ни разу не помылся. «Ненцы моются раз в год, в августе. После этого они спокойно живут целый год… Если все пахнут одинаково, запах просто не чувствуется». Может показаться, что вся их жизнь — это сплошное выживание. Сальгадо утверждает, что это неправда. «В их жизни так много любви — жены к мужу, мужа к жене, к детям. Все, что их окружает, делает их жизнь удивительно богатой, и они рассказывают друг другу замечательные истории…»

Когда погодные условия ухудшаются, ненцы со стадами оленей могут провести несколько дней на одном месте, к северу от реки Обь, внутри Северного полярного круга, полуостров Ямал, Сибирь, Россия, 2011 год. Фотография Себастио Сальгадо/Amazonas images

Нетронутая природа, которая способна еще вдохновить людей и сподвигнуть их на свое спасение, — смысл последнего проекта фотографа, который он лично представит московским зрителям. В рамках выставки можно будет посмотреть и документальный фильм Вима Вендерса «Соль земли» — своего рода художественную биографию Сальгадо, в которой за героя исчерпывающе говорят его фотографии.

Фото предоставлены студией Себастио Сальгадо

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share