#Мнение

Двусмысленная слава Хью Хефнера

2017.10.01 |

Владимир Абаринов, журналист, Вашингтон

«В 1953 году, когда вышел первый номер «Плейбоя», в Америке секса тоже не было — в том же смысле, что и в СССР»

7564536.jpg

Фото: jourdom.ru

В девятом классе я вогнал в краску учительницу литературы, доказывая ей, что в «Даме с собачкой» есть постельная сцена.

Моя одноклассница, декламируя «Медный всадник», произнесла вместо «бедный челн чухонца» — «бедный член».

В СССР секса не было, но советские тинэйджеры только о нем и думали. Мы по десять раз ходили на «Анжелику», пропитанную ароматом греха, у всех под партой лежал запрещенный родителями Мопассан, передавались замызганные тетрадочки с безграмотно переписанными от руки порнографическими стишками и рассказиками, а изредка мне в руки неведомыми путями попадал истрепанный «Плейбой» (Playboy) — как правило, пятилетней давности. Это было упоительно.

Но пубертатный период рано или поздно заканчивается. Образ жизни богатого бонвивана и лакированные телеса дамочек перестали вызывать прежний интерес. Я уже мог, спотыкаясь через слово, читать по-английски и стал обращать внимание на тексты «Плейбоя».

Голые тетки и лучшие перья

Оказалось, это вовсе не низкопробное чтиво. К моему великому удивлению под его обложкой публиковались лучшие перья американской беллетристики, включая Сола Беллоу, Джона Апдайка, Нормана Мейлера, Владимира Набокова и Курта Воннегута.

Культовый роман Рэя Брэдбери «451º по Фаренгейту» тоже впервые увидел свет в «Плейбое». Голые жеманные тетки нисколько не мешали писателям. Гонорар Брэдбери составил $400. Значит, было что-то другое, что толкало авторов на сотрудничество с Хефнером: он был на правильной стороне в общественной дискуссии о свободе слова и пределах дозволенного.

756463.jpg
Фото: redrumers.com
Впоследствии я узнал, что в 1953 году, когда вышел первый номер «Плейбоя», в Америке секса тоже не было — в том же смысле, что и в СССР.

В стране были запрещены как непристойные такие книги, как «Любовник леди Чаттерлей» Лоуренса и «Тропик Рака» Генри Миллера. В Голливуде действовал кодекс Хейса, который строго регламентировал демонстрацию на экране обнаженного тела. Возбранялись пылкие поцелуи. Не дозволялись упоминания о венерических заболеваниях и половой гигиене. Развод или супружеская измена должны были изображаться, как безусловное несчастье и моральное падение героев. Совершенно недопустимыми считались такие темы, как проституция и гомосексуализм. В Америке не существовало законов против домашнего насилия. Врачи отказывались прописывать контрацептивы незамужним женщинам, матери-одиночки не получали никакого государственного пособия на детей, а замужние женщины — декретных отпусков. Секс отсутствовал в публичном дискурсе.

Запрос общества

В 1953 году профессор зоологии Альфред Кинси опубликовал «Сексуальное поведение самки человека». Книга, посвященная самцу человека, вышла в 1948 году. Эти два опуса перевернули представление американцев о самих себе. Оказалось, половина американских мужчин имеют внебрачные связи, 33% хотя бы раз в жизни имели гомосексуальный опыт и 95% нарушали законы отдельных штатов, запрещающие оральный секс и интим между партнерами одного пола. У американок статистика была пониже, но тоже вполне впечатляющая.

Книги Кинси стали предметом острой полемики. Таким образом джинн вырвался из бутылки: о сексе стало можно говорить.

КУЛЬТОВЫЙ РОМАН РЭЯ БРЭДБЕРИ «451º ПО ФАРЕНГЕЙТУ» ТОЖЕ ВПЕРВЫЕ УВИДЕЛ СВЕТ В «ПЛЕЙБОЕ». ГОЛЫЕ ЖЕМАННЫЕ ТЕТКИ НИСКОЛЬКО НЕ МЕШАЛИ ПИСАТЕЛЯМ 

Так что молодой журналист Хью Хефнер точно уловил запрос общества.

Хефнер скончался 27 сентября 2017 года, на 92-м году жизни, а тогда, в 1953-м, ему было 27 лет, и он был женат на женщине, с которой потерял девственность в 22. Когда жена призналась ему, что не была невинной до брака, он пришел в ужас. Ради собственного проекта он ушел из редакции детского журнала и совсем недавно съехал из родительского дома.

Словом, Хефнер вовсе не был тем, кем изображал себя в своей первой колонке главного редактора, — молодым состоятельным холостяком-мажором, наслаждающимся жизнью, — впрочем, не без претензий на интеллектуализм: «Мы знакомимся с женщинами ради тихой беседы под ненавязчивую музыку и коктейли — о Пикассо, Ницше, джазе и сексе».

7564756.jpg

Фото: liferules.com.ua

Деньги на первый номер он собирал с миру по нитке, вложил в дело 600 собственных долларов, тысячу — большую по тем временам сумму — одолжил у матери. Надо полагать, значительная часть этих средств ушла на приобретение копирайта на фотографию Мерилин Монро — никакой другой женщины, конечно, и не могло быть на обложке первого номера журнала для мужчин.

Один экземпляр журнала стоил 50 центов. За считаные недели было продано около 54 тыс. копий. Это был ошеломляющий успех. К 1960 году тираж достиг одного миллиона, в 1970-е он составлял семь миллионов.

Не нравится — не читай

Фотографии голых женщин и до Хефнера публиковала куча изданий. Но это была откровенно низкопробная продукция. К тому же в США еще действовал закон, возбранявший пересылку непристойных материалов по почте. Хью вывел свой журнал в мейнстрим. Ему хватило вкуса не впасть в пошлость. Присутствие в «Плейбое» самых значительных имен американской политики и культуры обеспечило журналу высокий статус.

ХЕФНЕР ВОВСЕ НЕ БЫЛ ТЕМ, КЕМ ИЗОБРАЖАЛ СЕБЯ В СВОЕЙ ПЕРВОЙ КОЛОНКЕ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА, — МОЛОДЫМ СОСТОЯТЕЛЬНЫМ ХОЛОСТЯКОМ-МАЖОРОМ, НАСЛАЖДАЮЩИМСЯ ЖИЗНЬЮ, — ВПРОЧЕМ, НЕ БЕЗ ПРЕТЕНЗИЙ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ

Хефнер стал ключевой фигурой американской сексуальной революции. Но общество и массовая культура еще долго оставались сексистскими, вся борьба за гендерное равноправие была впереди. Поэтому Хефнер стал объектом нападок двух противоположных лагерей: ревнителей строгой морали, с одной стороны, и феминисток, обвинявших его в секс-эксплуатации женщин, — с другой. Разумеется, это справедливо. Хью никогда не стремился к роли пророка или гуру. Не нравится — не читай. Вот и вся его мораль. Дональд Трамп — тоже порождение этой культуры альфа-самца.

Моралисты не сдаются. Когда Кондолиза Райс стала госсекретарем в кабинете Буша-младшего, она запретила продажу «Плейбоя» в здании Госдепа, а министр юстиции в том же кабинете, Джон Эшкрофт, велел задрапировать обнаженную грудь статуи Фемиды, установленной в Минюсте.

Магия исчезла

Для меня «Плейбой» так и остался журналом для детей старшего школьного возраста. Когда летом 1995 года вышел первый номер русского «Плейбоя», я купил его и, читая, не знал, смеяться или плакать. Вся нехитрая магия, которой подвержен был советский тинэйджер, исчезла. С этой плейбойской лексикой и мышлением не справился даже Василий Аксенов, что уж говорить об Артемии Троицком! Когда достопочтенный главный редактор, представляя плеймейт номера, рассуждал о достоинствах голландок, я сразу вспомнил Костю-пастуха из «Веселых ребят», а когда тележурналист Евгений Киселев в качестве эталонного российского плейбоя говорил в интервью, что настоящий джентльмен должен ежедневно менять не только носки, но и туфли, на ум пришла Имельда Маркос с ее стеллажами ненадеванной обуви.

Когда Кондолиза Райс стала госсекретарем в кабинете Буша-младшего, она запретила продажу «Плейбоя» в здании Госдепа

Еще через три года в здании «Известий», где я тогда работал, появилась редакция русского «Хастлера» (Hustler). Я предложил бойким юношам свое эссе о Генри Миллере и увидел, что они просто не знают этого имени. Кажется, они даже не смотрели фильм Милоша Формана «Народ против Ларри Флинта». Индустрия умерла...

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share