#Мнение

Последний гвоздь

2017.10.03 |

Давыдов Иван

«Поклонская — в некотором роде опытный образец, уникальный экземпляр, позволяющий наглядно видеть, как работает современная российская пропаганда»

Утро после теракта начинается со скверного анекдота: депутат Госдумы Наталья Поклонская публикует на своей странице в Facebook очередное заявление. «Искренне приношу соболезнования всем родным и близким погибших в результате терракта в Лас-Вегасе. Хорошо известная истина о том, что заигрывание с террористами ни к чему хорошему не приводит. Как впрочем, не бывает «хороших» и «плохих» террористов. Они все — преступники, которые должны понимать, что наказание не минуемо. Любое попустительство со стороны органов, которые должны следить за нашей с вами безопасностью, недопустимо. Как это произошло с откровенным игнорированием ситуации, развернувшейся вокруг фильма Учителя «Матильда».

Орфография и пунктуация оригинала, разумеется, сохранены, чтобы дать читателю почувствовать аромат, исходящий от кипящего бульона экс-прокурорской мысли.

Мыcль там, кстати, не без извивов: полгода, пишет Поклонская, разные негодяи распространяли листовки с угрозами при полном попустительстве правоохранителей, затем сожгли кинотеатр, а значит, фильм, провоцирующий экстремистов, надо запретить. И режиссера, разумеется, наказать.

Однако оставим психиатрам удовольствие отыскивать в цитированном выше тексте признаки паранойи, а знатокам литературы — вспоминать знаменитый рассказ Аркадия Аверченко о незадачливом порнографе, который, пытаясь переквалифицироваться в натуралисты, все равно сочинил текст про крутобедрую муху Лидию, на которую с вожделением смотрят самцы. Тут есть вещь поважнее и даже повод для оптимизма.

Поклонская ведь не просто своей борьбой с режиссером Алексеем Учителем интересна. Эта борьба уже оскомину успела набить и раздражает даже самых упертых государственников. Важно, что Поклонская — в некотором роде опытный образец, уникальный экземпляр, позволяющий наглядно видеть, как работает современная российская пропаганда. Поклонская — идеальный продукт этой пропаганды, венец ее усилий, ее главное достижение.

Она человек новый — ее не готовили исподволь, с середины нулевых, она не жила в стране, которую постепенно пропитывали культом Путина и всеми сопутствующими представлениями. Она даже взрыв пропагандистской активности в 2012 году, начало главного удара по мозгам россиян, не застала.

Она жила в другой стране, делала успешную карьеру в правоохранительных органах, и, между прочим, боролась с местными сепаратистами, жестоко карала тех, кто покушался на территориальную целостность Украины.

Но только после пересадки на российскую почву, обильно удобренную пропагандистским навозом, этот дивный цветок расцвел по-настоящему. Не так уж важно для наших рассуждений, карьерные ли соображения, исключительная ли чувствительность организма или, что тоже не исключено, регулярные чудесные явления царя-страстотерпца в сонных видениях, сделали Наталью Поклонскую идеальным путинским человеком, тем, во что остальных россиян телевизор превратить еще только пытается. Она, вероятно, уже и сама не смогла бы ответить на подобный вопрос однозначно. Важно, что она стала именно такой — зацикленной на идее борьбы с врагами, последовательной в этой борьбе и любое событие в мире способной к этой борьбе свести и этой же борьбой объяснить. Контраст между очевидной внешней красотой нашей героини и еще более очевидной дикостью ее речей делает образ этого «нового путинского человека» особенно выпуклым, кстати.

Только после пересадки на российскую почву, обильно удобренную пропагандистским навозом, этот дивный цветок расцвел по-настоящему

Внутри ее мира, страшного, между прочим, мира, в котором жить тяжело, копошатся эти самые враги. Враги хотят оплевать наши святыни, разрушить нашу стабильность, подорвать наш суверенитет и так далее. И всегда понятно, откуда дует ветер и где сидят вдохновители этих самых врагов. Где главный Враг и где Ад на земле. Учитель с Добрыниным — так, мелочь, второстепенные агенты настоящего Врага, не более. В этом страшном мире своя простая логика, которая, кажется, диктует определенную реакцию на чужую боль. Теракт в Лас-Вегасе внутри этой логики легко можно было бы объяснить отказом США от традиционных ценностей, заигрыванием с террористами, гнусной политикой Госдепа, двойными стандартами…

Но Поклонская (даже Поклонская, идеальный продукт российской пропаганды, воплощение того мира, который пропаганда пытается строить!) — все равно начинает с простых, понятных, человеческих слов соболезнования и уж только потом сворачивает на протоптанную тропинку, и начинает сводить личные счеты. Даже с ней задачу по расчеловечиванию типичного россиянина пропаганда решить не смогла. И это значит — мы все еще в мире живых, у нас остается шанс вернуться туда, где гуманизм, а не туда, где ИГИЛ* (вот уж последовательные хранители традиционных ценностей, кстати).

Внутри ее мира, страшного, между прочим, мира, в котором жить тяжело, копошатся эти самые враги. Враги хотят оплевать наши святыни, разрушить нашу стабильность, подорвать наш суверенитет и так далее. И всегда понятно, откуда дует ветер и где сидят вдохновители этих самых врагов

Да, разумеется, запрещенная в России группировка ИГИЛ* уже взяла за себя ответственность за события в Лас-Вегасе.

Есть старая притча про чудесный корабль, способный отвезти в любое место и построенный «без единого гвоздя» (ее, к примеру, пересказывают в советском фильме «Деревня Утка»). Единственный гвоздь там, конечно, есть, но торчит где-то сбоку и никакой понятной роли не играет. Но если его вытащить — чудесный корабль непременно развалится.

Так вот, гвоздь европейских ценностей, память о том, что человеческая жизнь важнее любых геополитических соображений, где-то сбоку из нашего корабля все еще торчит, хоть никто уже и не помнит, зачем он там.

* ИГИЛ — группировка, запрещенная в России как террористическая.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share