#Культура

#Политика

Минимализм и правда жизни, гротеск и саспенс

2009.12.10 |

Хлюстова Наталия

The New Times рассказывает о фильмах, которые были награждены на самом престижном кинофоруме мира — фестивале в Каннах. Многие из них закуплены нашими прокатчиками. Зритель сможет вскоре увидеть фильмы-призеры на российских экранах.


1. «Траурный лес», режиссер Наоми Кавасе. Гран-при.
Канны не могли себе позволить обойти наградами азиатское кино — поэтому дали второй по значимости приз своей давней любимице. Японка Наоми Кавасе — одна из немногих в Азии режиссеров-женщин, способных всерьез конкурировать с сильным полом: практически все ее предыдущие фильмы в том или ином виде попадали на главный фестиваль мира. «Траурный лес» вдобавок напоминает «Легенду о Нарайяме», шедевр великого земляка Кавасе, ныне покойного Сехея Имамуры, — за этот фильм он получил первую из двух своих «Золотых пальмовых ветвей». Итак, вновь зрителю представлен срез двух поколений: полубезумный старик из приюта и молодая застенчивая сиделка. Он похоронил тридцать три года назад жену, а она совсем недавно — сына-школьника. И вот вместе они попадают в магическое пространство, которое даст каждому из них возможность примирения с утратой: вечнозеленый лес Могари, траурный лес. Серьезная и местами напыщенная притча восхитила жюри, и результатом стал Гран-при.

2. «4 месяца, 3 недели и 2 дня», режиссер Кристиан Мунгиу. «Золотая пальмовая ветвь».
Поразительный фильм, которому удалось держаться во всех фестивальных рейтингах с первого дня фестиваля и до самого конца — причем на первом месте. Теперь Кристиана Мунгиу по праву назовут лидером новой волны румынского кино, захлестнувшей Канны еще два года назад. С тех пор Кристи Пуиу успел получить приз «Особый взгляд» за «Смерть господина Лазареску», Корнелиу Порумбою — «Золотую камеру» за «12:08 к востоку от Бухареста», а покойный Кристиан Немеску — еще один «Особый взгляд» за «Калифорнийские мечты». Минимализм и правда жизни, гротеск и саспенс, социальная проблематика и общечеловеческие вопросы — все это сошлось в единое явление — фильм, который не может оставить зрителя равнодушным. Хотя тут никого не убивают, не преследуют, не мучают. Речь всего-то о подпольных абортах на закате эпохи Чаушеску и двух студентках, попавших в переплет. Французская пресса утверждает, что Мунгиу гений. Возможно, диагноз поставлен точно.

3. «Изгнание», режиссер Андрей Звягинцев. «Малая золотая пальмовая ветвь» лучшему актеру — Константину Лавроненко.
Вторую картину Звягинцева, на которую каннские отборщики начали прицеливаться еще в момент победы «Возвращения» в Венеции, поставили на один из первых дней фестиваля. Обычно это мрачный знак: недаром все эксперты делали ставку не на «Изгнание», а на «Александру» Александра Сокурова. Эксперты просчитались. Не только Звягинцев с Лавроненко, но и показанный еще до «Изгнания», в самом начале, румынский фильм оказались в числе призеров. Объяснение найти нетрудно: жюри под председательством Стивена Фрирза старалось раздать награды молодежи, а не мэтрам. Есть основания предполагать, что почетнейшая «Малая пальма» для Константина Лавроненко была на самом деле формой поощрения фильма как такового. Все-таки в данном случае речь идет не об актерском бенефисе, а о цельной режиссерской работе, в которую Лавроненко вписывается как один из равноправных элементов. Тем не менее приятно осознавать, что строгие судьи оценили не только визуальный ряд «Изгнания», но и умение Звягинцева работать с актерами.

4. «Параноид-парк», режиссер Гас Ван Сэнт. Приз 60-го фестиваля.
Единственное исключение из правила, единственный ветеран и былой призер среди молодых и начинающих кинематографистов, между которыми в основном разошлись каннские награды. Гас Ван Сэнт стал фаворитом Канн с того момента, как радикально поменял стиль (кстати, под влиянием спиритуального коллеги из Венгрии Белы Тарра, чья новая картина тоже участвовала в конкурсе этого года) и представил в 2003-м на суд жюри «Слона», впоследствии награжденного сразу «Золотой пальмовой ветвью» и призом за режиссуру. «Параноид-парк» — американский модернизированный вариант сюжета, знакомого нам всем со средней школы по роману Достоевского. Тинейджер совершил убийство (правда, не по злому умыслу, а случайно) и решил не признаваться в содеянном. Рефлексия школьника, всю жизнь которого до сих пор составляли прогулки на скейтборде, передана в фильме точно и бесстрастно. Дополнительную эстетическую ценность новой картине Ван Сэнта придает виртуозная операторская работа Кристофера Дойла.

5. «Скафандр и бабочка», режиссер Джулиан Шнабель. Приз за режиссуру.
Один из режиссеров, «позаимствованных» Каннами с других фестивалей, бывший ньюйоркский живописец Джулиан Шнабель прославился фильмом «Пока не наступит ночь» с Хавьером Бардемом. В его следующей франкоязычной картине должен был сниматься Джонни Депп, но того затянул водоворот «Пиратов Карибского моря», и Шнабелю пришлось удовольствоваться скромным парижанином Матье Амальриком. Может, оно и к лучшему. Амальрик удивительно органичен в роли главного редактора журнала Elle, который после обширного инсульта оказался полностью (кроме века левого глаза) парализованным — но остался при этом в здравом уме и трезвой памяти. Диктуя букву за буквой своей сиделке, он написал целую книгу, которая стала во Франции бестселлером — и по которой поставлен «Скафандр и бабочка». Политкорректной умилительности в этом жестком, хотя и поэтичном фильме нет ни на грош, зато есть изобретательность, юмор и волшебная камера оператора Януша Каминского, в былые времена работавшего с самим Стивеном Спилбергом.

6. «Тайное солнце» Ли Чан Дона. «Малая золотая пальмовая ветвь» лучшей актрисе — Чон До Ен.
Режиссер Ли Чан Дон известен не только тем, что снял несколько лет назад нашумевший фильм «Оазис» — о любви мелкого хулигана к девушке с церебральным параличом, но и тем, что после сенсационного успеха этой картины на Венецианском фестивале был назначен министром культуры Южной Кореи. Покинув этот почетный пост, он тут же взялся за следующую картину, и ее отобрали уже в Канны. Что любопытно, результат почти аналогичный: за роль в «Оазисе» приз получила актриса Мун Со Ри, за роль в «Тайном солнце» — Чон До Ен. Ли Чан Дон знает, как надавить на нужные рычаги в зрительской душе, он мастер спекуляции. Его новая героиня теряет мужа, а затем и похищенного неизвестными сына. Сперва пытается обратиться за спасением к религии, затем начинает замечать чудаковатого соседа, явно в нее влюбленного… Кстати, награждение Чон До Ен можно рассматривать и в еще одном контексте. По профессии ее персонаж — преподаватель фортепиано, а любые фильмы на эту тему («Пианино», «Пианистка», «Пианист») в Каннах непременно награждают.

7. «На краю неба», режиссер Фатих Акин. Приз за сценарий.
После того как фильм «Головой о стену» заслуженно получил «Золотого медведя» на Берлинском фестивале, режиссер турецкого происхождения Фатих Акин (до того снимавший в основном непритязательные комедии) был негласно признан главной надеждой немецкого кино. Разумеется, Канны не могли не воспользоваться чужой находкой, и следующие фильмы Акина — сперва документальный, а теперь и игровой — оказались в их программе. «На краю неба» продолжает трилогию, начатую «Головой о стену»: режиссер дал ей название «Любовь, смерть и дьявол». Эта часть, соответственно, о смерти. Сюжет — под стать телесериалу. Университетский профессор из Германии пытается отыскать в Турции дочь проститутки, убитой в порыве страсти его отцом-пенсионером (ныне отбывающим срок в тюрьме). Меж тем та самая дочь, студентка-революционерка, бежит из Турции в Германию, где встречает другую студентку, в которую влюбляется. Единственное препятствие — консервативная мамаша-немка (ее играет Ханна Шигулла). Запутанно и концептуально. Поэтому наградили за сценарий. Больше не за что, фильм вполне рядовой.

8. «Персеполис» Марджаны Сатрапи и Венсана Паронно. Приз жюри.
Марджана Сатрапи родилась в Тегеране, в семье интеллигентов-либералов, ее дядя сидел в тюрьмах при нескольких режимах, а затем был расстрелян. Пережив в детстве исламскую революцию и войну с Ираком, Марджана была отправлена родителями на учебу в Вену. Затем вернулась в Иран, вышла замуж, развелась и эмигрировала вновь — уже в Париж и уже окончательно. Там она справедливо решила, что ее история составила бы увлекательную книгу… и эту книгу написала. Вернее, нарисовала. Автобиографические комиксы Сатрапи стали во Франции бестселлером, и тогда она решила попробовать силы в анимационном кино в соавторстве с начинающим аниматором Венсаном Паронно. Голоса героинь в ее мультфильмесогласились озвучить Катрин Денев, Даниель Дарье и Кьяра Мастроянни. В результате «Персеполис» имел в Каннах бешеный успех — иные эксперты даже прочили ему «Золотую пальмовую ветвь». И правда, стиль чернобелой наивной анимации, вдохновленной эстетикой немецкого экспрессионизма 1920-х годов, выглядит довольно оригинально.

9. «Тихий свет» Карлоса Рейгадаса. Приз жюри.
Мексиканский режиссер 1971 года рождения — молодая звезда авторского кино, открытая Каннским фестивалем. На него здесь делают ставку уже не впервые: предыдущие два фильма Карлоса Рейгадаса, «Японию» и «Битву на небесах», тоже показывали в Каннах. Новый фильм был признан всеми поклонниками Рейгадаса лучшим в его недлинной, но яркой карьере. Действие этой меланхоличной и очень неторопливой истории происходит в закрытой общине мексиканских сектантов-меннонитов. Сюжет — банальный любовный треугольник: женатый мужчина, отец семерых детей, влюбляется в мороженщицу из соседнего населенного пункта. История любви приводит к драме и неожиданному финалу, впрочем, явно позаимствованному из гениального фильма Карла Теодора Дрейера «Слово». Самое лучшее в этом фильме — пятиминутные сцены рассвета (в начале картины) и заката (в конце), снятые медленно движущейся камерой без единой монтажной склейки.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share