#Страна/ностальгия

В «Ельцин-центре» вспомнили о временах «Семьи»

2017.11.27 |

Сергей Сивопляс — специально для The New Times, Екатеринбург

Юмашев, Дьяченко и Синдеева выступили на ностальгическом фестивале, посвященном
«лихим 90-м»
756476-7.jpg
Фото: ekbrealty.ru
Фестиваль «Остров 90-х», придуманный интернет-изданием Colta в прошлом году, захватывает самые важные пласты эпохи. Музыка, мода, журналистика, развлечения, быт и самое главное — задушевные разговоры. 

«Свобода, которая есть внутри меня»

В этот раз выездная часть фестиваля была приурочена ко второй годовщине «Ельцин-центра» (подробнее о том, как он появился — в фоторепортаже NT). Открывали лекторий Татьяна и Валентин Юмашевы, дочь и зять первого президента России.

756476-9.jpg
Татьяна и Валентин Юмашевы 
Фото: 66.ru

Татьяна Юмашева: «В 1990-х в судьбах людей произошли такие изменения, которые в СССР себе никто и не мог представить. Раньше все катились по рельсам и даже не пытались свернуть. Так же было и у меня. Я и представить себе не могла, что мой отец будет всенародно избранным первым президентом. Что именно он после путча возглавит огромную страну с ядерным оружием, кучей экономических и политических проблем и существенно продвинется со своей командой в формировании новой страны. Но самое личное и важное для меня, что тогда я подружилась с Валентином Юмашевым. Поддерживала его, когда он разводился с первой женой, была рядом, когда он женился на второй, но мне и в голову не могло прийти, что я стану его третьей женой». 

«Люди, которые работали в институтах, стали «челночниками», а тот, кто был «челночником», стал миллионером»

Валентин Юмашев: «Для нас была задумана одна судьба, а получилась совершенно другая. Мы строили планы, но они поменялись у всей страны, а значит, и у нас. Люди, которые работали в институтах стали «челночниками», а те, кто был «челночником», стал миллионером. Это было настоящее месиво, которое происходило с нами в 1990-е, оно было сложным и счастливым одновременно».

(Подробнее о том, как Татьяна Юмашева начала вспоминать 1990-е и дискутировала об этом с главным редактором NT, читайте тут).

«МЫ ОЩУЩАЛИ, ЧТО НАШИ МЕЧТЫ СБУДУТСЯ, СТОИТ ТОЛЬКО ЗАХОТЕТЬ»

Яркие эпизоды совместной жизни раскрывали журналистка Зоя Светова и правозащитник Виктор Дзядко, вспоминали свои 1990-е литературный критик Анна Наринская и медиа-менеджер Константин Чернозатонский. Но главными звездами фестиваля оказались создатели телеканала «Дождь» Александр Винокуров и Наталья Синдеева. 

756476-6.jpg
Наталья Синдеева и Александр Винокуров 
Фото: 66.ru

Наталья Синдеева: «Для меня 1990-e — это самый любимый период жизни. Это молодость, двадцать лет, время, когда все прекрасно и в радость. То время было настоящей прививкой свободы и надежд, которой нам так не хватало. Мы ощущали, что наши мечты сбудутся, стоит только захотеть. Нам было понятно, что мир открылся, осталось только перестать бояться и начать делать. К 1993 году мы уже давно вынашивали идею создания собственной радиостанции, но все взрослые коллеги говорили, что это невозможно. Два года мы с моим бывшим мужем изучали все необходимые процессы, а когда взялись за это, прошли огромный путь от Министерства связи до военных, которые обязаны были одобрить частоту для выхода в эфир. Мы нашли инвестора, который дал нам денег на первые технические расходы, а затем узнали, что по закону нам мало открыть частоту, необходимо еще и выиграть конкурс на получение лицензии радиовещания. 

На «защите» наше выступление продлилось 7 минут. Последняя фраза моего мужа (Дмитрий Савицкий, сооснователь радиостанции «Серебряный Дождь». — NT) была: «Мы просто хотим, чтобы вы нам поверили, мы вас не подведем и сделаем радиостанцию, которую все захотят слушать». За нас проголосовали 28 участников комиссии из 29, это был триумф настоящего и честного конкурса. Мы поняли, что чудеса возможны, если есть желание».

«Тогда у нас была политика такой, какой она должна быть»

Александр Винокуров: «Очень важно, что в течение 1990-х мой возраст начинался на цифру 2, и это все облегчало. Время было очень разнообразное, в это десятилетие уместился целый кусок важнейшей политической истории. Как сейчас помню, что в 1996 году я менял свои планы так, чтобы не пропустить второй тур выборов. Сейчас принято много спорить об ошибках прошлого и том, что было сделано не так. Но есть абсолютно искреннее чувство, что для меня никогда больше не было так важно пойти на выборы, как тогда. Следующий раз я сделал это в декабре 2011 года. В остальное время политика куда-то исчезла или превратилась в одну большую «Единую Россию». А тогда у нас была политика такой, какой она должна быть».

(Как Александр Винокуров занялся политикой, читайте в материале NT).

Наталья Синдеева: «Это было время доверия. В 1994 году я пришла к Алексею Шахматову на канал 2х2, чтобы устроиться на работу, но он был готов взять меня только секретарем. Секретарь из меня оказался неудачный, и через две недели Шахматов сказал, что я даже кофе нормально сделать не могу. Взамен он предложил сделать телевизионную программу о клубах, где в то время выступали все эстрадные артисты. В Москве было порядка 50 заведений, где можно было встретить, в том числе, Аллегрову или Леонтьева. 

Шахматов поручил мне завербовать минимум 6 клубов, которые подписались бы на этот проект на 3 месяца. Условия — $6 тыс. за такой пакет, в который войдет 20 программ в месяц. Мне пообещали $1000 долларов, а при моей тогдашней зарплате в $220 это звучало дико.

«ЭТО БЫЛО ВРЕМЯ ДОВЕРИЯ... ЕСЛИ ТЫ В ТО ВРЕМЯ НЕ ОБМАНУЛ И НЕ ПОДСТАВИЛ, ТО ЛЮДИ ДО СИХ ПОР С ТОБОЙ ДРУЖАТ И ОБЩАЮТСЯ»

Я обивала пороги рекламных отделов клубов, ездила по ним с мужем на старых жигулях и через месяц вернулась к Шахматову с шестью контрактами и $36 тыс. наличными в сумке. 

Спустя две недели мы выпустили первую программу, я стала продюсером проекта и была невероятно счастлива и богата. Если вдуматься, то все эти клубы и менеджеры поверили никому не известной девочке с улицы, без «пилота» и даже какой-то серьезной бумажки. Вот это вот доверие было невероятное. И если ты в то время не обманул и не подставил, то люди до сих пор с тобой дружат и общаются. Это очень яркая черта того времени.

Самое главное, что я пронесла внутри себя через то время — это свобода, которая есть внутри меня. Я всегда себя таковой чувствовала с детства, и я до сих пор боюсь это потерять и почувствовать внутри себя, что я не свободна от чего-то. Я готова принять любые обстоятельства вокруг, если внутри себя я буду вольна в решениях и выборе».

Запоздалая сексуальная революция

Остальная часть программы форума была посвящена всевозможным развлечениям 1990-х. За музыкальную составляющую «отвечала» сцена в атриуме «Ельцин-центра», над которым гордо возвышались буквы RAVE. Многочасовой концерт под названием «Русский рейв» оказался не популярен у аудитории фестиваля. То ли задумка не удалась, то ли мало кого из адептов 1990-х прельстила жесткая электронная музыка. Куда более мелодичным местом оказался зал «Кормильцев», где были стихи, песни и очень много разговоров о музыке. Именно здесь редактор российского Rolling Stone и создатель некогда культового журнала ОМ Андрей Бухарин выступил в роли живой музыкальной энциклопедии эпохи.

«В те годы мы переживали запоздалую сексуальную революцию, поэтому вся поп-музыка была пропитана ею»
756476-3.jpg
Андрей Бухарин 
Фото: Experty.by

Андрей Бухарин: «В 1991–1993 годах московская и питерская прогрессивные сцены подались выпускать свои альбомы на виниле, вложили в это большие деньги и силы, а винил рухнул и стал никому не нужен. К нам пришли на рынок новые носители. Все эти тиражи пластинок остались на складах, потому что неизвестные группы были никому не нужны. 

Этот вакуум заполнился попсой, которая хлынула и стала повсеместной. «Комбинация» со своими хитами про бухгалтера и два кусочка колбасы или группа «Мираж», которая подобно «ВИАгре», поставляла нам таких див, как Салтыкова, Овсиенко и других. Бытует легенда, что за «Мираж» пела некая Суханкина, девушка не такая изящная, как те, что были лицом группы, но с оперным вокалом. Вот под ее записи девчонки из группы открывали рты под фонограмму. 

Сейчас, натыкаясь на клипы попсы того времени, понимаю, что она была полна свободы и дикости. Настолько все это было энергично и с бешеным зарядом секса. В те годы мы переживали запоздалую сексуальную революцию, поэтому вся поп-музыка была пропитана ею».

Один костюм на отдел

Первый этаж облюбовала барахолка с пластинками, приставками Sega, «тамагочи» и другими вещами, за которые я и мои сверстники того времени продали бы душу, не задумываясь. Здесь же расположилась парикмахерская зона, где при желании девушки могли сделать себе прическу в соответствии с модой того времени.

Писательница Маша Трауб с улыбкой вспоминает о дефиците, который существовал в 1990-х.

«Ни одной кухней мира сейчас так не удивишь, как тогда чашкой кофе»
756476-8.jpg
Маша Трауб Фото: 
facebook.com / eksmolive

Маша Трауб: «В то время я работала журналистом-международником. У нас на отдел был один шикарный костюм для визитов в посольства или для пресс-конференций. Размера он был XXS. Впихиваться в него было необходимо, поэтому все дружно сидели на диетах. Коллеги из других отделов удивлялись, какие мы все красивые, стройные, а нам постоянно хотелось есть. Мне кажется, я до сих пор хожу голодная.

Это сейчас предложением пойти попить кофе девушку не увлечешь. А тогда мы с Андреем (Колесниковым) работали в «Новом Времени», где неподалеку была кофейня в галерее «Актер». Он звал меня попить кофе, и это было «вау!» Напиток был отвратительный, стоил очень дорого, но сам процесс того, как ты сидишь в красивом месте и можешь 10–15 минут смаковать одну кружку, — невообразимое чувство. Ни одной кухней мира сейчас так не удивишь, как тогда чашкой кофе».

Вектор медианостальгии поддержал издатель «Медузы» Илья Красильщик, который приехал на «Остров» с целым набором яркой рекламы 1990-х и начала «нулевых». Чтобы не превращаться в выездной филиал «Ночи пожирателей рекламы», он облачил свое выступление в форму викторины «Своя игра». В ней нашлось место таким категориям, как гадость, свежесть, сладость, крутость и практичность. Леня Голубков соседствовал с Тетей Асей, а психоделические страусы Irn-Bru сменялись эклектичной рекламой «Рондо». 

Фестиваль попытался охватить сразу все сферы жизни 1990-х, но не везде одинаково преуспел. Тем не менее тот, кто, так или иначе, застал последние годы XX века, окунувшись в этот омут памяти, наверняка отыскал там свои самые яркие воспоминания.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share