#Интервью/Из архива NT

Владимир Войнович: «Лагерь у нас тот же, но в нем смягчили режим и открыли ворота»

2018.05.30 |

вопросы: The New Times

Почему нынешние российские реалии так печально предсказуемы 

7644678_5.jpg

Фото: trv-gorod

Россию-2017 все чаще сравнивают с «Москвой 2042» и другими, написанными еще до Перестройки антиутопиями Владимира Войновича. Его православные чекисты, влюбленная в покойного Сталина коммунистка, живущая дома со светящейся статуей вождя, и другие подобные персонажи оказались пугающе похожи на героев наших дней.

Бок о бок со Сталиным

NT: В последние годы и месяцы мы все чаще вспоминаем о вашей антиутопии «Москва 2042», удивляясь, насколько нынешняя ситуация похожа на ваши предсказания и предостережения. А вам самому не кажется, что есть большое сходство Москворепа с Россией-2017?

Владимир Войнович: Мне об этом столько раз говорили, что я в это поверил. Знаете, у меня есть еще одно сочинение, роман «Монументальная пропаганда» (впервые опубликован в 2000 году). Там есть героиня — коммунистка Аглая, влюбленная в Сталина. Она втащила статую Сталина в свой дом и жила бок о бок с любимой скульптурой. А статуя, реагируя на какие-то события в стране, начинала светиться. Это похоже на образ Поклонской. Моя героиня также беззаветно влюблена в Сталина, как Поклонская — в Царя.

7644678_2.jpg

NT: Невольно возникает вопрос — у вас дар предвидения?

Дело, конечно же, не в даре. Просто человек, который внимательно наблюдает за тем, что происходит сегодня, анализирует ситуацию, может предположить, что будет дальше. Я заметил, что очень немногие люди осознают, что они живут в истории. Не чувствуют, что нынешняя ситуация — часть больших, глобальных изменений, течений, которые начались не сегодня и закончатся не завтра. Подавляющее большинство думает, что всегда будет так, как есть сегодня. Говорят — в России всегда все одно и то же, принципиально ничего не меняется. Но это неправда. Я жил при Сталине, когда люди боялись шороха, а за какую-то шутку можно было загреметь на 10 лет, в лагере пропасть навсегда. Когда крестьяне были фактически крепостными в своих колхозах. С тех пор много чего изменилось — была и Оттепель с ее послаблениями, и Перестройка с ее большими изменениями. Да, есть нечто неизменное — это режим, он примерно тот же самый. Но я его сравниваю с лагерем. Вначале он был строгого режима, потом внутри лагеря появились послабления. Сначала был забор высокий, потом пониже, а теперь вообще забор открыли: хочешь — уходи. Но мы уже привыкли жить в этом лагере. Вот и живем. Свобод гораздо больше, но и рисков — тоже больше.

Отец Звездоний и его паства

NT: В романе «Москва 2042» из далеких 1980-х прогнозируется противоестественное, на первый взгляд, скрещение православия с КГБ, которое символизирует одновременно смешная и зловещая фигура Отца Звездония. Нечто подобное мы видим сегодня: правопреемники НКВД-КГБ уже крестятся и, вдохновляемые людьми в рясах, борются старыми методами с новыми инакомыслящими.

У меня был памятный разговор еще в 1970-е, когда интеллигенция, разочаровавшись в марксизме-ленинизме, массово пошла в церковь, а органы начали с этим бороться. И один мой приятель заметил: религия — то, чего наша власть никогда не допустит. На что я возразил — очень даже допустит и вообще примет на вооружение. Поначалу большевики религию, как и все старое, отвергали. Кроме того, ей противоречила марксистская идеология. Когда же они власть завоевали и укрепили, то обнаружили, что им самим религия нужна. И даже необходима — во время войны, когда речь вообще пошла о выживании страны. Начались не только послабления по отношению к священнослужителям — церковь была призвана к общему делу защиты отечества, которое во время войны стало терять свои идеологические очертания. Уже в 1970 годах власть смотрела сквозь пальцы на то, что люди шли в церковь, коммунисты крестились и крестили своих детей. Нынешний режим — и в этом он остался неизменным — привлекает на свою сторону все, что способствует воздействию на сознание масс в целях укрепления власти. И естественно, что роль церкви неизменно возрастает. Другое дело, что в этом процессе есть предел: насаждение православия приведет в итоге к повсеместному отвращению от церкви, что мы уже наблюдали перед революцией 1917 года. Наверное, будет какой-то новый отход к атеизму.

NT: Но нет ли когнитивного диссонанса в умах нынешних наследников Дзержинского? С одной стороны, они продолжатели дела тех, кто взрывал церкви. От «дедов» с Лубянки они не отрекаются. С другой стороны, они ходят в церковь, заказывают молебны, берут под опеку монастыри…

В этом нет ничего удивительного. Это люди в основном жестокие и беспринципные. Им все равно, кому поклоняться — Господу Богу или Карлу Марксу. Кому выгодно, тому и поклоняются. Под каким флагом выискивать крамолу, хватать и карать — им безразлично.

7644678_4.jpg

Фото: voice-art.ru

NT: Тогда возникает вопрос о тех, кому молебны заказывают, — о духовенстве. Ждешь от них проповеди добра, любви, милосердия, а видишь потакание этой самой силовой, жестокой и беспринципной «элите». Любые войны всегда оправдываются — хоть на Донбассе, хоть в Сирии.

Это не все духовенство — среди священников есть очень приличные люди. Но в целом духовенство отражает общество. Среди людей в рясах есть и такие, для кого религиозная деятельность — вид карьеры (кстати, тоже довольно прибыльный). А кто-то еще и совмещает религиозную службу со службой в ФСБ, как было и в советские времена. Для таких вообще нет ничего святого, тайна исповеди — фикция. Они смотрят, что сейчас выгодно. Если выгодно прославлять войну — будут ее прославлять.

NT: Вы долго жили на Западе и могли воочию наблюдать, что другие христианские церкви — протестантские, католичество — переосмыслили опыт тоталитарного XX века, покаялись за грехи предшественников, за их сотрудничество с фашистами, — словом, отрефлексировали прошлое. Почему у нас ничего подобного не происходит?

Думаю, дело в том, что все-таки в Европе тоталитарные режимы существовали не так долго, и прямой борьбы с религией не было. У немецких солдат на поясах был лозунг «Бог с нами». Не было и такого развращения людей религии, пастырей, проповедников, а тех, кто напрямую сотрудничал с тоталитарными режимами, было гораздо меньше. В России же вера была разрушена еще до революции. Над попами все смеялись, Закон Божий гимназисты ненавидели. А в советское время, естественно, церковь находилась под очень строгим контролем и была сильно инфильтрована агентами, потому что КГБ не мог не держать под пристальным вниманием значительную часть населения, которое все-таки посещало храмы.

NT: Сегодня мы наблюдаем новое явление — экстремисты в России, новые хунвейбины совершают акты агрессии под маркой православия. Так же, как в других странах, — под маркой ислама. Как вы можете объяснить такое явление?

Это опасное явление, оно существует с попустительства государства. У этих людей на самом деле нет никакого религиозного сознания. Главное, что ими руководит, — их преступные наклонности, которым подходит любое обоснование. Хоть марксистское, хоть христианское. Такие же люди некогда сшибали кресты с церквей и превращали храмы в овощехранилища. Они готовы творить бесчинства под любыми знаменами. Они столь же беспринципны, что и упомянутые нами чекисты или чекисты в рясах, но только эти не нашли своего места, пока не сделали карьеру. Они бесчинствуют на улицах, собираются в стаи. Им главное собраться и кого-нибудь громить. Им кажется, что они верят в Бога, и так строго верят, что готовы бороться. Но с той же яростью люди этого типа прежде боролись с религиозными предрассудками и выискивали идеологических врагов советского режима. Это абсолютно те же люди.

Идеологический вопрос

NT: В книге «Москва 2042» было и предупреждение об опасности той идеологии, которую уже тогда проповедовал Александр Солженицын, один из прототипов вашего Сим Симыча. Вам не кажется, что нынешние власти отчасти усвоили эту идеологию?

Усвоили, и не отчасти. Солженицын говорил, что России нужен строй автократический. Как он выражался — когда пожар, нужен кто-то один, кто укажет выход. Ему казалось, что как минимум в переходный период полезно подчинение общества воле одного человека. Не зря Путин приезжал к нему несколько раз, и они подолгу беседовали, в том числе на эту тему.

NT: А вы думаете, Солженицын мог повлиять на Путина?

Я не думаю, что он повлиял на Путина, — просто совпали их соображения. Путину такой строй мысли пришелся по душе, потому что это было идеологическим обоснованием его безраздельной власти. Если бы Путин не был президентом, а занимал иной пост, вполне возможно, он бы с Солженицыным не согласился.

7644678_3.jpg

Встреча Александра Солженицына и Владимира Путина 12 июня 2007 года Фото: elive.com.ua

NT: А есть ли у нас вообще идеология? В СССР она все же была, хотя и лживая, и внутренне противоречивая...

Сейчас ее нет, ее ищут, но найти не могут. И не найдут. Советская идеология выросла из мощного течения, сложившегося еще в XIX веке. Марксизм родился из мечты человечества о равенстве и братстве, из идеи о том, что наука может решить все и без Бога можно обойтись. Что с опорой на науку можно построить справедливое общество. В это поверило огромное количество людей. А наши нынешние правители ничего сравнимого с этим, конечно, придумать не могут. Нет ни условий для создания новой идеологии, ни нового Маркса.

NT: И в «Москве 2042», и, например, в набоковском «Приглашении на казнь» финал достаточно оптимистичен: лживая, искусственно придуманная система неизбежно рушится, как рухнул советский строй. Противоестественное не может бесконечно существовать. А что вы скажете о нынешней системе в России? Она такая же противоестественная и неравновесная?

Сейчас очень многие говорят, что в стране уже наступил и политический кризис, и духовный, нравственный. Это совершенно очевидно. Значительная часть мира, преодолев после войн и многих бедствий коммунистическую утопию, нашла рецепт более-менее благополучного существования. Западная Европа, США, страны, где есть настоящая демократия, а не суверенная или вертикальная, нашли способ поддержания мира внутри своих стран и мира между странами. Мы этот рецепт отвергаем под предлогом того, что мы какие-то особенные. Но все народы особенные — и немцы, и французы, и англичане. Они все не на одно лицо, но существуют общие правила поведения, принятые ими. И есть то очевидное качество жизни, которого они достигли. Это видят все люди, которые о чем-то думают, это влияет на умы. И когда у нас возникнет критическая ситуация, окажется, что таких людей в России достаточно много. На этом зиждется мой очень осторожный оптимизм. Мне кажется, что Россия неизбежно вступит на европейский путь развития, примет правила поведения, которые отработаны и одобрены самой жизнью. Кстати, думаю, подобные крамольные мысли посещают и многих людей, которые сейчас стоят у власти.

Художник и власть

NT: Есть ли сегодня писатели, в чьих книгах так же отражаются нынешняя эпоха, взаимоотношения общества и власти, как, допустим, 1920-е и 1930-е это отражалось в произведениях Булгакова, Замятина и Платонова?

Начнем с того, что названные вами писатели в свое время мало на что влияли — просто потому, что их тогда не печатали. То, что они писали, до людей просто не доходило. Но в принципе в закрытом обществе, таком, как советское, писатель играет важную роль. (А вот в открытом — большее значение имеет, например, публицистика, философия). Но теперь то, что писатели в советское время выражали между строк, можно говорить прямым текстом. Поэтому общественная роль писателя снизилась. Кроме того, у литературы появился очень грозный соперник в виде интернета. Нет и властителей дум в привычном смысле слова. Сегодня властитель дум — Наталья Поклонская.

7644678_1.jpg

Москва, 1937 год Фото: prostointeresno.com

NT: Власть проявила какую-то заинтересованность к вашему юбилею? Кто-то, например, из правительства Москвы или руководства страны, изъявил желание поприсутствовать на вашем юбилейном вечере в ЦДЛ, помочь, поучаствовать?

Кто-то изъявил желание, но не из власти...

NT: А каковы вообще ваши взаимоотношения с властью?

У нас все время спорят, как надо относиться к власти — хорошо или заведомо плохо? Некоторые считают, что интеллигент должен всегда плохо относиться. А я считаю, что думающий человек должен, определяя свое отношение к власти, смотреть на то, что она делает, относиться критически. Если власть хорошая, то обойдется без похвал, а если совершает ошибки — следует ей на них указывать. Вообще, интеллигентный человек никогда не будет хвалить власть, это противоестественно, хвалить начальство — значит обязательно надеяться на какую-то выгоду. Кстати, это очень большой недостаток нашего устройства. В Германии, если вы будете хвалить Ангелу Меркель, вы за это ничего не получите, но и если будете ругать — толку тоже не будет.

NT: Вы продолжаете творить, работаете над большим произведением... Найдут ли там свой отклик какие-то из тем, о которых мы говорили?

Может быть, в каком-то виде. Дело в том, что я иногда занимаюсь публицистикой и откликаюсь на какие-то актуальные события. Тогда я высказываюсь прямо. А в литературе, искусстве это всегда отражается в каком-то преломленном виде. Да и действует иначе — имеет не сиюминутный эффект, но некий длящийся. Есть прямые описания ужасов сталинского режима. А есть пьеса Шварца «Убить дракона». И этот образ, относящийся и к сталинизму, и к гитлеризму, действует гораздо глубже и сильней, чем любые прямые высказывания.

Дивный новый мир

NT: Новое поколение растет без книг, перестает читать в привычном смысле слова. Вас это не тревожит? Как вообще без книг может происходить, говоря по старинке, воспитание чувств?

У нового поколения воспитание чувств заменяется большей информированностью. Оно не менее образовано — просто у него образование другого вида. Оно более рационально, больше перемещается, видит мир — поэтому можно надеяться, что ему удастся построить более рациональное и информированное общество.

ДОСЬЕ

Владимир Войнович родился в 1932 году в Сталинабаде (Таджикская СССР) в семье журналиста. Переехав в Москву, дважды поступал в Литинститут, учился в Педагогическом институте им. Крупской, работал редактором на радио, писал стихи и прозу. Известность принесла написанная на его стихи песня, ставшая неформальным гимном космонавтов и процитированная Хрущевым. В конце 1960-х годов Войнович принимал активное участие в движении за права человека, что вызвало конфликт с властями. За свою правозащитную деятельность, сатирическое изображение советской действительности, сотрудничество с опальным журналом «Метрополь» писатель подвергался преследованию со стороны КГБ, в 1974 году был исключен из Союза писателей СССР, в 1980-м выслан из страны и лишен советского гражданства. Жил в ФРГ и США. Самые знаменитые произведения — «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» и «Москва 2042» — сперва были опубликованы за рубежом, в России распространялись в самиздате и вышли миллионными тиражами во время Перестройки. В 1990 году вернулся в СССР, стал лауреатом национальных премий «Триумф» и имени Сахарова. Живет в Москве.

* Владимир Войнович родился 26 сентября 1932 года. 26 сентября 2017 года ему исполнилось 85 лет

Впервые опубликовано на сайте NT 24 сентября 2017 года

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share