#Украина

Не надо бояться Зеленского!

2019.04.16 |

Умланд Андреас

Почему президентство Зеленского не станет концом Украины — объясняет политолог Андреас Умланд

Андреас Умланд.
Большая часть украинской элиты, диаспоры и иностранных друзей в ужасе от все более вероятного исхода второго тура президентских выборов 21 апреля. После победы с большим отрывом в первом туре 31 марта кажется вполне возможным, что актер, комик и бизнесмен Владимир Зеленский станет следующим президентом Украины. Действующий президент Петр Порошенко все еще имеет шанс обогнать Зеленского во втором туре. Тем не менее по состоянию на начало апреля 2019 года, похоже, что Зеленский, скорее всего, выиграет и второй раунд.

Это может произойти не только и не столько потому, что в первом туре актер получил более 30% голосов тех, кто пришел на выборы 31 марта, и таким образом набрал почти в два раза больше голосов, чем Порошенко. На данный момент, вероятно, многие, если не большинство избирателей, проголосовавших за некоторых других ведущих кандидатов, таких как Юлия Тимошенко, Юрий Бойко и Александр Вилкул, будут голосовать во втором туре скорее за Зеленского, чем за Порошенко. Если какие-то новые серьезные скандалы не нанесут существенного ущерба репутации Зеленского и таким образом не отвернут от него значительную часть его сторонников в первом туре, аутсайдеру, похоже, суждено стать шестым постсоветским главой украинского государства. Как интерпретировать и чего ожидать от этого рокового поворота событий?

Действительно, существует не только много разрушительных последствий продолжающейся российской подрывной деятельности в Украине. Существуют и другие веские причины для фундаментального разочарования украинцев в своих старых правящих кругах 

Почему Зеленский поднялся

Президентство Зеленского стало бы не только политическим, но и историческим отклонением в постсоветской Украине. Зеленский — не только полный чужак в украинской политике. Он стал бы первым аутсайдером, достигнувшим такого высокого поста. В 2014 году бывший чемпион по боксу Виталий Кличко стал мэром Киева. Другие посторонние в политике лица входили и входят в украинский парламент и на высокие министерские посты. Но никогда ранее политический новичок не подходил так близко к занятию высшей государственной должности в Украине, как Зеленский.

Очевидным объяснением продвижения Зеленского является глубокое разочарование украинцев в своем правящем классе. После почти тридцати лет избрания в президентский офис либо предположительно пророссийских, либо официально прозападных мужчин из рядов своей традиционной политической элиты, Украина остается одной из самых бедных стран Европы. Безусловно, многие из недавних экономических и других проблем страны являются результатом безжалостной гибридной войны России против Украины — аннексии Крыма и скрытой оккупации значительной части Донбасса. Тем не менее, по крайней мере, по мнению большой части украинского населения, слишком медленное возрождение после шока 2014 года и многие нерешенные проблемы являются итогом правления Порошенко и Ко, а не только последствием агрессии РФ.

Действительно, существует не только много разрушительных последствий продолжающейся российской подрывной деятельности в Украине. Существуют и другие веские причины для фундаментального разочарования украинцев в своих старых правящих кругах. На этом конкретном фоне выбор Украиной успешного шоумена, не связанного (или по крайней мере не явно повязанного) со старым политическим классом, не так и удивителен. В некоторой степени это отражение всеобщей социально-политической патологии, которая характеризуется внезапным ростом популярности сомнительных личностей. Таких, как Дональд Трамп в США или Беппе Грилло в Италии. Субъективные ощущения отчуждения от «старой системы» в Украине и на Западе могут быть частично сопоставимы. Тем не менее объективная ситуация в Украине как стране, ведущей уже долгую войну и страдающей от крайней нищеты, системной коррупции и незащищенности своих граждан, несколько иная.

Это делает украинские текущие вызовы не полностью сопоставимыми с различными проблемами, с которыми сталкиваются среднестатистические западные граждане в течение своей жизни. Гораздо более сложная задача материального, физического и психологического выживания обычного гражданина Украины делает функционирование украинского общества принципиально отличным от большинства государств — членов ЕС и НАТО, включая США и Италию.

Почему Зеленский особенный популист

Таким образом, возможное избрание Зеленского президентом Украины является лишь частично продолжением более масштабных трансформационных тенденций в избирательной политике и общественной жизни многих стран Европы. Контекст отклонения Зеленского от более ранних украинских политических моделей — иного характера, чем условия внешне сходных недавних курьезов в развитых западных демократиях. Можно даже доказать, что переизбрание Порошенко было бы, учитывая негативный опыт Украины с ним и с предыдущими президентами похожего типа, выражением некой регрессивной социальной неподвижности.

Украинцы пять раз избирали в качестве президентов таких политиков, которые сделали свою карьеру в рамках «старой системы». Все эти выборы оказались, так или иначе, в корне неверными. Ни один из этих глав государства, вопреки их более или менее страстным обещаниям, не прославился большой активностью в упразднении украинского так называемого «олигархического строя»

Этот более «рациональный» аспект выбора столь неожиданной фигуры, как Зеленский, в качестве президента Украины дает повод для надежды. Он означает, что отправная точка его возможного скорого правления как чужака в политике отличается от более иррациональных импульсов, стоящих за, казалось бы, похожим внезапным ростом, скажем, Дональда Трампа. Качество политического класса США — с точки зрения его самоорганизации, стандартов работы, профессионализма и порядочности — явно выше, чем у украинского. Принимая во внимание эту базовую разницу, избрание такого изгоя, как Трамп, представляется гораздо более необоснованным и импульсивным, чем выбор постороннего Зеленского в контексте результатов и нравов деятельности традиционных украинских политиков за последние тридцать лет.

Многие патриотически настроенные украинские интеллектуалы считают голос своих соотечественников за «клоуна» Зеленского крайне глупым, безответственным и опасным. Тем не менее, учитывая исторический опыт общения украинских избирателей с политической элитой Украины и учитывая имеющиеся альтернативы в 2019 году, народное решение в пользу такого политически неопытного кандидата, как Зеленский, представляется не таким уж и произвольным. Украинцы пять раз избирали в качестве президентов таких политиков, которые сделали свою карьеру в рамках «старой системы». Все эти выборы оказались, так или иначе, в корне неверными. Ни один из этих глав государства, вопреки их более или менее страстным обещаниям, не прославился большой активностью в упразднении украинского так называемого «олигархического строя». Недавние относительные успехи в этом направлении при Порошенко были скорее результатом постоянного давления со стороны таких международных организаций, как МВФ и ЕС, как и деятельности гражданского общества, чем последствием инициатив президента, правительства и парламента Украины. В некотором смысле к 2019 году уже давно было пора попробовать что-то новое в украинской высокой политике.

Как Зеленский мог бы стать адекватным президентом

Такая контекстуализация не уменьшает значительных рисков, связанных с явным отсутствием у Зеленского как соответствующего политического и правительственного опыта, так и подходящей команды компетентных помощников и советников. Во время войны Украина вообще-то не может себе позволить такого рода эксперименты со своим руководящим персоналом и сопровождающий их управленческий дилетантизм. С другой стороны, во время «оранжевой революции» 2004 года и «революции достоинства» 2013/2014 годов украинские активисты, политики и интеллектуалы показали себя на удивление хорошими импровизаторами. Это качество может быть использовано и в сложившейся в Украине ситуации.

На фоне относительно большой роли гражданского общества в украинском публичном пространстве есть надежда, что президентство Зеленского сможет привести к новому сотрудничеству неправительственной и правительственной сфер Украины и будет способствовать их дальнейшему взаимопроникновению

Стратегическое мышление и долгосрочное планирование, может, пока и не входят в число сильных сторон украинской элиты. Однако в переходные периоды украинское гражданское общество доказало, что оно способно массово мобилизоваться и глубоко вмешиваться в политические дела относительно мирным, упорядоченным и демократическим путем. Два зрелищных восстания в Украине за последние пятнадцать лет уже значительно ослабили неосоветскую самоизоляцию украинской большой политики от общества, по сравнению с другими бывшими республиками СССР, где сегодня частично сложились полуфеодальные системы и образовались своего рода новые «дворянства».

На фоне относительно большой роли гражданского общества в украинском публичном пространстве есть надежда, что президентство Зеленского сможет привести к новому сотрудничеству неправительственной и правительственной сфер Украины и будет способствовать их дальнейшему взаимопроникновению. Недостаток политических связей Зеленского должен облегчить гражданскому обществу доступ к процессу принятия политических решений президентом и его командой. Если такое взаимодействие между будущей президентской администрацией Украины и гражданским обществом произойдет, это может снизить риски, вытекающие из отсутствия управленческого опыта у Зеленского и его сегодняшних сподвижников.

В любом случае Украина формально является парламентско-президентской республикой со значительными прерогативами, сосредоточенными в руках парламентского большинства, правительства и премьер-министра. Президентство Порошенко как искушенного политического дилера частично сводило на нет формальное конституционное разделение государственной власти. Во время и после выборов 2019 года, однако, баланс сил между украинским парламентом и правительством с одной стороны и президентом и его администрацией с другой, вероятно, сместится в пользу первых. В результате такого развития политическая система Украины должна стать более парламентской.

В таком случае президент Украины останется в рамках своих конституционно определенных сфер ответственности. Он имеет официальные полномочия в той или иной мере определять внешнюю, внутреннюю, правовую и оборонную политику Украины. Зеленский, невзирая на его владение английским языком и юридическое образование, плохо подготовлен к любой из этих задач. На этом фоне он может и должен назначить компетентных министров и бюрократов с соответствующим высшим образованием, опытом работы и высокой репутацией в этих областях. Остается надеяться, что он будет достаточно скромен, чтобы в формулировке приоритетов своей политики и в принятии решений позволить себе прислушиваться к их мнению.


АНДРЕАС УМЛАНД — эксперт Института евро-атлантического сотрудничества в Киеве и редактор книжных серий «Советская и постсоветская политика и общество» и «Украинские голоса» издательства «Ибидем» в Штутгарте.

Фото: ngs.ru


Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share