#Мнение

Внутренняя колониальная война

2023.09.04

Чтобы выбраться из бесконечного порочного круга возвратных деспотий, мало деколонизировать общество от захватившего его государства, нужно еще секуляризовать само государство, то есть превратить его из объекта почти религиозного поклонения в прозрачный и подотчетный сервисный центр, предоставляющий услуги гражданам в обмен на налоги. Такое государство точно не станет воевать, считает колумнист NT Андрей Колесников*

«Увы! куда ни брошу взор — / Везде бичи, везде железы, / Законов гибельный позор, / Неволи немощные слезы; / Везде неправедная Власть / В сгущенной мгле предрассуждений / Воссела — Рабства грозный Гений / И Славы роковая страсть».

А.С. Пушкин, исключенный из школьных экзаменов путинской эпохи, «Вольность», 1817

В работе «Государство и эволюция», написанной почти три десятка лет тому назад, Егор Гайдар нашел очень правильный термин, описывающий огосударствление всех сфер жизни в авторитарных и тоталитарных режимах — государство колонизирует общество: «Общество становится колонией государства, а само грозное государство при таком режиме становится колонией мафии». По сути, это внутренняя колониальная война государства со своим народом. При авторитаризме государство позволяет своим гражданам помалкивать в знак согласия, при тоталитаризме — вынуждает подавать голос, громко одобрять инициативы власти и соучаствовать в добровольно-принудительной самоколонизации.

Самооскопление и самоослепление

Первое сентября — День знаний — стало образцом колонизации именно тоталитарного типа: ритуалы соучастия, все эти подъемы флагов, прослушивания гимнов, иной раз облачения детей в военную форму, обещающие им героическую смерть лет через 10-12; «разговоры о важном», полные умолчаний и невежества методологов и иногда самих учителей, а главное, поощряемого беззастенчивого вранья; внедрение новых «Кратких курсов» под видом учебников, версий ОГЭ и ЕГЭ с переписанной историей и даже литературой.

Принуждение к единомыслию путем экзаменов, не сдав которые молодой человек просто не сможет окончить школу — тоже из тоталитарных практик. История, обществознание, а теперь еще и литература становятся инструментами колонизации мозгов и душ молодого поколения, которое должно голосовать и воевать за Путина, Патрушева, Сечина, Бортникова, Лаврова, Шойгу, Нарышкина, Мантурова и других членов нового «политбюро», их кресла, кабинеты, лимузины, дворцы, яхты, их благополучие и наследство, передаваемое детям, уже занимающим хлебные места в системе «власть-собственность».

Пушкин не нужен в такой системе образования, он горько иронизировал над самовоспроизводящейся моделью русского деспотизма: «Паситесь, мирные народы! / Вас не разбудит чести клич. / К чему стадам дары свободы? / Их должно резать или стричь. / Наследство их из рода в роды / Ярмо с гремушками да бич». Не говоря уже о том, что осмеливался ставить закон выше воли правителя: «Владыки! вам венец и трон / Дает Закон — а не природа; / Стоите выше вы народа, / Но вечный выше вас Закон». Зато в школьную программу возвращены мифологические эпосы (не зря Мединский когда-то вернул в оборот миф о 28 панфиловцах, придуманный циничным журналистом и редактором Александром Кривицким, впоследствии одним из преследователей Бориса Пастернака и Василия Гроссмана): «Молодая гвардия» Фадеева, который подлаживал сюжет и персонажей под сталинские вкусы, и «Как закалялась сталь» Островского, романа, от которого у нескольких поколений советских детей осталась в мозгах отлитая в граните фраза «…чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

Никому и не надо «отменять» русскую культуру — с этой задачей справятся сегодняшние российские власти. За такие вот стишки вроде «Вольности» и «Свободы сеятель пустынный» Пушкин загремел бы у них по политической статье, Гоголь за клевету на российскую действительность в «Мертвых душах» был бы вынужден снова бежать в Рим по адресу via Sistina, 125 и, спустившись с Испанской лестницы, лил бы иноагентские слезы по утраченной родине в Caffe Greco, а Толстой вообще пошел бы по этапу лет на 25 за дискредитацию армии в памфлете «Опомнитесь!». 

Государство колонизировало информационную сферу, и его служащие еще и глумятся над знаковыми продуктами демократической эпохи вроде «Эха Москвы», осуществляя рейдерский захват бренда. Государство не до конца, но колонизирует театр, тоже захватывая независимые бренды вроде «Золотой маски» — и все потому, что когда-то ее получили не те режиссеры и драматурги.

И это ведь не по прямому приказу Путина: всегда найдутся добровольные исполнители еще даже и не выраженной им воли — от судей, дающих сталинские сроки, до мастеров культуры, у которых нет проблем с ответом на вопрос «С кем вы?»

Самоцензура страшнее цензуры, самооскопление и самоослепление страшнее прямого насилия — разлагается мораль не только государства, но и общества, представители которого совершают подлости добровольно

Самоцензура страшнее цензуры, самооскопление и самоослепление страшнее прямого насилия — разлагается мораль не только государства, но и общества, представители которого совершают подлости добровольно.

Самоцензура проникает и в книгоиздание и сектор книжных продаж. Есть магазины, где все еще продают книги «иноагентов», хотя и в упаковках и с предупредительными надписями, а есть такие, которые от греха подальше просто отказываются выставлять на продажу такого рода литературу как класс. Есть издательства, все еще выпускающие книги тех же «иноагентов», а есть те, которые боятся заключать с ними договоры. Боятся — ключевое слово. Та же история — с книжными ярмарками, придирчиво отсеивающими неблагонадежных. Та же история — с библиотеками: выдавать или не выдавать книги Быкова или Глуховского — это они решают сами или с помощью вышестоящих товарищей, но везде царствует страх, а значит самоцензура, добровольное подчинение, пассивный конформизм, перерастающий в активный.

Кино… Кинематограф в классическом значении этого слова, кино как искусство, а не средство индоктринации «патриотизмом» или тупого развлечения в России больше не существует. Можно спорить, например, о художественных достоинствах «За нас с вами» Андрея Смирнова, но фильм классика уникален хотя бы тем, что это кино. В отличие от всех остальных продуктов.

Спорт… Спортсмены, выключенные из мировых соревнований (за редкими исключениями, к которым, например, относятся теннисисты), могут гонять «двусторонки» сами с собой или со сборной Белоруссии в футбол и хоккей или кричать на каждом углу, что «наши» — все равно самые лучшие и выступают по нашим же, самым «суверенным» правилам, без возможности проверить реальный уровень в условиях реальной конкуренции (так происходит в художественной гимнастике, ставшей при Путине политическим видом спорта).

Образование… Все еще остаются и из последних сил держатся ради детей и ради страны отдельные учителя, профессора и преподаватели, но не все выдерживают пытку цензурой — увольняются, уезжают, уходят в частную жизнь. Наука… Последний кейс с увольнением Валерия Гарбузова, директора Института США и Канады РАН, за статью об имперском комплексе России показал, что система не прощает малейшего сопротивления ей и попыток выглядеть прилично в непристойном сообществе лоялистов. Им не наука нужна, не экспертиза, а пропаганда и мифология. 

Непомерное государство

В ранние сталинские годы писатели, художники, режиссеры, ученые сдавались власти, но все равно позволяли себе двусмысленности. Писателей и называли «попутчиками» — отсталыми ошметками прежнего мира, пытающимися приспособиться к миру новому. И за это, в том числе за душевное самораздевание, кому-то из них было позволено не быть убитыми властью. Сейчас деятели искусств сдаются без сомнений и демонстрации своей отсталости — сразу и безоговорочно — рождая феномены Z-поэзии, Z-эстрады, Z-литературы, Z-театра, Z-кино, Z-образования. Причем иной раз в тех местах и тех институциях, где еще недавно теплилась гражданская жизнь, которые когда-то были созданы снизу, а не по указке сверху.

Все они, как и сферы их деятельности, колонизированы государством. А те, кто еще осмеливается проявлять самостоятельность, метятся «желтыми звездами», как кумиры поколений Андрей Макаревич и БГ, увольняются или «проверяются» на «дискредитацию армии», как это происходит, например, в отношении Лии Ахеджаковой, на творчестве которой выросло несколько поколений советских и постсоветских людей. Авторитетов для машины цензуры, запретов и репрессий не существует.

Проницательнейший литературный критик Аркадий Белинков в знаменитой своей книге «Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша», вышедшей уже после его смерти за границей в 1970-е годы, показал на примере одного выдающегося писателя, как происходит капитуляция перед системой и как по этой причине высыхают творческие ресурсы. Но он показал и механизм колонизации государством общества. Объяснил, почему Союз писателей такой же институт полицейского государства, как и сама, например, милиция. В 1968 году Белинков написал письмо этому институту полицейского государства: «Союз писателей был придуман для того, чтобы управлять литературой <…>, то есть получать от нее то, что нужно безжалостной и нетерпимой, невежественной, всепожирающей власти. Власти нужно было воспитать злобных и преданных скотов, готовых развязывать войны, завоевывать земли, убивать инакомыслящих и единомышленников, дуть в торжественную фанфару славы замечательного человека, которому удалось истребить самое большое количество людей на земле».

Для чего нужна индоктринация общества? Незадолго до смерти Белинков в одной из статей написал: «…для того, чтобы осудить не только того, кого поймали, но и тех, которых пока не поймали, нужно, чтобы ловила не одна полиция, а все общество. И общество в России всегда охотно, готовно и стремительно шло навстречу»

Для чего нужна индоктринация общества? Незадолго до смерти Белинков в одной из статей написал: «…для того, чтобы осудить не только того, кого поймали, но и тех, которых пока не поймали, нужно, чтобы ловила не одна полиция, а все общество. И общество в России всегда охотно, готовно и стремительно шло навстречу». А резкость реакций власти, как писал Белинков в «Сдаче и гибели», объясняется ее «излишней уверенностью» в том, «что тот, кто сегодня шагает не с нами, тот будто бы обязательно и всегда — против нас. Предполагалось, что это только так, всегда так, и поскольку это так, то следует немедленно переломать ноги шагающему».

Автор «Трех толстяков» и «Зависти», войдя в диссонанс с эпохой и ее темами (эпоха, иронически замечает Белинков, была «занята поголовьем скота») на рубеже 1930-х, униженно разбирался с самой собой и своей неспособностью идти в ногу, почти так, как потом публично будут издеваться над самими собой обреченные соратники Сталина, как это делал в те же годы, что и Олеша, Карл Радек. Юрий Карлович стесняется своего интеллигентского тяготения к Европе и наказывает своих персонажей за эту тягу: «Я хочу перестроиться. Конечно, мне очень противно, чрезвычайно противно быть интеллигентом… И я мечтаю страстно, до воя, до слез мечтаю о силе, которая должна быть в художнике восходящего класса, каковым я хочу быть». (Речь на диспуте «Художник и эпоха», январь 1932 года.)

В отличие от Олеши, сегодняшние конформисты берут сторону власти решительно и бесповоротно, с агрессией атакующего. Белинков в «Сдаче и гибели»: «Но что можно было ждать от подобных людей? Ничего, кроме болтовни о поспешном и уже ничем не остановимом возврате к так называемым «традициям», «национальному духу», «великому прошлому», «благородным предкам», к шовинизму, военным захватам, дипломатическим заговорам, ханжеским фразам, монологам о «священном долге», к полному и безоговорочному подчинению общества государству, к культу сильного, безжалостного, тщеславного, властного, карающего, непомерного государства».

Чтобы выбраться из этого бесконечного порочного круга возвратных деспотий, мало деколонизировать общество, нужно еще — опять же по определению Гайдара — секуляризовать государство, то есть превратить его из объекта почти религиозного поклонения в прозрачный и подотчетный сервисный центр, предоставляющий услуги гражданам в обмен на налоги. Утопия? Но всякий другой сценарий оборачивается реализованной антиутопией. В чем мы имеем возможность убедиться сами прямо здесь и сейчас.

Фото: gazeta.ru

*Андрея Колесникова Минюст РФ считает «иностранным агентом».

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share