#Главное

#Политика

Программный сбой

2009.06.04 |

Гонтмахер Евгений

Правительственный план не решает важнейших социальных проблем
«Федеральный бюджет рискует стать приложением к Пенсионному фонду». В программе правительства свыше 1 трлн рублей предусмотрено выделить на поддержку социальной сферы. Сумма нешуточная, однако в эффективности ее использования остаются сомнения

В антикризисной программе правительства написаны, безусловно, правильные слова. Например, «не поддерживать за счет налогоплательщиков неэффективные производства», «усилить роль государства лишь на период кризиса». Идеологически программа выстроена разумно — хотя бы потому, что приоритеты в ней отданы социальным вопросам. Очевидно, что правительству необходимо увеличить соцрасходы: ведь кризис очень больно ударил по населению (резкий рост безработицы, массовое сокращение и задержки зарплаты, всплеск инфляции), и не исключено, что сила этого удара в дальнейшем будет еще более мощной. Однако принципиально важным является не только количество выделенных на «социалку» средств, но и направления финансовой помощи. В социальной сфере сейчас выделяются четыре кризисных направления.
Во-первых, в связи с тем что резко возросли риски, связанные с состоянием здоровья россиян, пришло время переходить на новый уровень организации здравоохранения. Для этого необходимо профинансировать программу госгарантий по предоставлению медицинских услуг на уровне 6–7% ВВП и развивать добровольное медицинское страхование.
Во-вторых, требуется в корне перестроить систему среднего специального и высшего образования, для чего нужно выделять еще больше денег, как бы это ни звучало парадоксально в ситуации сокращения бюджетных возможностей.
Это тесно связано с третьей проблемой: в стране назрело время для принципиального изменения рынка труда. Значительное число специалистов через два-три года попросту не будут востребованы — к примеру, менеджеры или те, кто занят в реальном секторе, но работает на морально устаревшем оборудовании. Сейчас «пузырь», связанный с «лишними» профессиями, на рынке труда лопнул, и высвободившихся работников надо пропустить через новую систему образования. Другая сторона проблемы — высокий риск длительной безработицы в стране. Нынешнее максимальное пособие — 4900 рублей — фактически пособие по бедности, и оно не страховое, а бюджетное. Его необходимо выделять тем семьям безработных, у которых доходы ниже прожиточного минимума. Пособие по безработице должно быть стимулом к поиску работы.
В-четвертых, вопреки многочисленным победным рапортам правительства на повестке дня остается пенсионный вопрос. С одной стороны, к концу текущего года мы будем иметь 5 индексаций пенсии, и это позволит пенсионерам более или менее нормально жить в этом году. Но настоящая проблема кроется в 2010–2011 годах, когда траты на пенсионные обязательства еще больше возрастут, а бюджет не будет пополняться на докризисном уровне. Если не будет принято адекватных действий, за эти два года правительство рис­кует довести федеральный бюджет до уровня приложения к Пенсионному фонду.
К сожалению, об этих четырех проблемах в программе ни слова не сказано. Поэтому рассуждать сегодня об эффективности антикризисного плана бессмысленно. Тем более что в программе не прописано самое главное — механизм ее реализации. В тексте нет также ни слова о реформировании государственного аппарата, без чего подобная программа не имеет шансов воплотиться в жизнь. Было бы правильно не ограничивать дело стремительным принятием антикризисного плана в Думе, а создать постоянный институт с участием не только членов правительства, но и представителей общественных организаций, бизнеса и экспертов, который бы отслеживал осуществление всех мер. Если конт­ролировать расходование антикризисных бюджетных средств будут сами налогоплательщики, шансы на достижение социальных целей программы только вырастут.

Основные меры правительства по усилению социальной защиты, сохранению и созданию рабочих мест на 2009 год
1. Софинансирование региональных программ по снижению напряженности на рынке труда — 43,7 млрд рублей.
2. Увеличение пособия по безработице — 33,9 млрд рублей.
3. Увеличение ассигнований в Пенсионный фонд — 315,6 млрд рублей.
4. Индексация государственных пособий, социальных выплат и стоимости набора социальных услуг с учетом нового прогноза инфляции — 12,7 млрд рублей.

научный руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share