Почему «Оскар» остается главной кинонаградой мира? Можно долго перечислять причины и мотивы: мощь американской киноиндустрии, соблазны огромного рынка, максимальное паблисити и трамплин для броска в карьере — и все это будет только частичным объяснением оскаровского феномена. Но факт остается фактом: уже сколько десятилетий ни одной из других наград, в изобилии присуждаемых кинематографистам во всех концах света, не удалось затмить привлекательность «Оскара» и даже приблизиться к ней. Как для иностранных кинематографистов, которых редко и в виде исключения допускают к голливудскому олимпу, так и для тех, кто прочно там прописался. Слезы победителей, когда они получают в руки заветную статуэтку, не только свидетельствуют об актерском таланте — они искренни, как любая физиологическая реакция: это слезы свалившегося на голову нечеловеческого счастья.

А самое большое сочувствие вызывают те звезды первого ряда, которые, даже имея в активе множество номинаций, так и не удостоились «Оскара». Среди режиссеров это такие гиганты, как Альфред Хичкок (пять номинаций — и все впустую), Роберт Олтмен (столько же), Стенли Кубрик и Федерико Феллини (по четыре), Ингмар Бергман и Ридли Скотт (по три). Правда, «Оскара» получали работы многих из них в номинации «лучший фильм», но речь идет о персональной награде за режиссуру, которая считается особенно престижной. Отсутствие ее в послужном списке некоторым великим компенсировали специальным «Оскаром» за вклад в киноискусство, но воспринимался он скорее как утешительный приз.

Среди актеров-неудачников — Питер О’Тул с восемью номинациями, Ричард Бартон — с семью и Уоррен Битти — с четырьмя. Среди актрис сама Грета Гарбо, четырежды номинированная, но так ни разу и не награжденная, и Кейт Уинслет, которая предпринимает в этом году уже пятую попытку. В этот раз она напрягла все силы и сыграла сразу две мощные роли: в «Дороге перемен» — Сэма Мендеса и в «Чтеце» — Стивена Долдри. Наградой ей стал рекорд: сразу два «Золотых глобуса» (премия, которая предшествует «Оскару» и часто предвещает его). Одна роль актрисы была признана лучшей по разряду главных, другая — по категории ролей второго плана. Впрочем, разве можно назвать образ бывшей надзирательницы нацистского концлагеря в «Чтеце» второстепенным? На «Оскаре» оценили это и признали роль Уинслет главной. Это для нее большой шанс переломить свою «несчастную судьбу».

Самым непосредственным образом прихотливость судьбы раскрывается в «Миллионере из трущоб» Денни Бойла. «Индийское кино» не только соединяет мощь двух киноимперий — Голливуда и Болливуда. Оно также дает пищу для размышлений о превратностях и случайностях, которыми наполнена наша жизнь, и о том, как ведет нас по ней сила духа. Ведь индийскому сироте, чтобы выиграть миллионный куш в телешоу, требуется такая же стойкость, как для кинозвезды добиться «Оскара» — высшей точки профессионального признания.

Можно приводить много доводов, почему так случилось, что «Оскар» стал самой желанной наградой. Но ни один из них рационально не объяснит тот прилив адреналина, который сопровождает оскаровский успех. Далеко не всегда «Оскаром» награждались лучшие фильмы, и стало общим местом сетовать на стереотипы и ошибки академиков, присуждающих награду. Это тоже входит в оскаровскую мифологию, и вероятно, слово «миф» лучше всего определяет атмосферу данного события. Победить этот миф, не будучи оскароносцем, можно только одним способом: самому стать мифом. Как это удалось Грете Гарбо.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share