#Деньги

#Суд и тюрьма

Если хочешь быть здоров — закаляйся!

2009.06.04 |

Базанова Екатерина, Белоомут —Каданок — Москва Фото автора

Микстура от кашля подорожала в 10 раз

Таблетка не по зубам. Цены на лекарства за последние полгода в среднем выросли на 25%. В ближайшие месяцы поднимутся еще на 20%. Что происходит — разбирался The New Times

Москвичке Татьяне Петровне за семьдесят. В аптеку она ходит один раз в месяц, сразу после получения пенсии. Лекарств ей надо много: сердце, давление, ноги. В прошлом году она тратила на них 1000 рублей в месяц. Теперь — уже полторы. «И это с пенсией 3500! Во всем себе отказываю. Сначала таблетки, потом хлеб!» — возмущенно говорит она. По прогнозам экспертов, очень скоро ей придется платить на 20% больше.

«Зависимость российского фармацевтического рынка от курса рубля абсолютная», — говорит директор по маркетинговым исследованиям компании «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. Импорт составляет три четверти аптечного ассортимента. В таких группах препаратов, как, например, инсулины, отечественных аналогов нет в принципе. А поскольку все договоры по закупке иностранных препаратов заключены в долларах и евро, то для российских потребителей, платящих рубли, аптечный ассортимент просто обречен на подорожание. Во всяком случае после того, как закончатся складские запасы тех лекарств, что закупались оптовиками еще до кризиса — при курсе менее 24 рублей за доллар. При этом покупательная способность населения резко падает — особенно той его социально незащищенной части, которая часто пользуется услугами аптек.

Казалось бы, нынешний кризис — прекрасная возможность для отечественной фармацевтики увеличить долю своей продукции на рынке, которая по логике рынка должна быть дешевле. Но в российских условиях эта логика не срабатывает. Удорожание отечественных препаратов намного выше, чем импортных: самая дешевая, например, микстура от кашля отечественного производства в середине прошлого года стоила 12–13 рублей, сейчас — не меньше 100. Причина? В стране нет предприятий по производству сырья для лекарств, объясняют опрошенные The New Times эксперты. После 1991 года большинство из них оказалось на территории бывших союзных республик, а те, что остались, умерли в первой половине 90-х. Сегодня 95% сырья закупается в Индии и Китае. Да и возиться аптекам с «дешевкой» невыгодно.

«Кризис сильно повлиял на соотношение сил в цепочке производитель — дистрибьютор — розница, — говорит генеральный директор COMCON Pharma Олег Фельдман. — Из-за резкого роста цен по цепочке идет массовое перезаключение договоров с новыми суммами и на меньший срок». Полное исчезновение каких-либо препаратов эксперт не прогнозирует, но задержки с поставкой или уменьшение количества аптек, где они представлены, очень возможны

. Вообще что касается количества аптек, которых в России на душу населения и так приходится значительно меньше, чем в Евросоюзе, то резкого его уменьшения не будет, но и новые вряд ли откроются. По словам директора по корпоративным коммуникациям аптечной сети «36,6» Ирины Лавровой, у компании становится все меньше средств сдерживать конечные цены для потребителей. Сейчас у сети есть проблемы не только с новыми закупками, но и со старыми долгами — перед поставщиками. Для того чтобы в условиях кризиса снизить расходы и высвободить средства для оплаты долгов, «36,6» сейчас ведет переговоры с собственниками помещений о снижении арендных ставок. Также представители фармацевтического бизнеса обратились к чиновникам Минздрава с просьбой пересмотреть таможенные пошлины и изменить принципы аукциона на госзаказы. Однако пока что у правительства, щедрой рукой раздающего «антикризисные» миллиарды налево и направо, средств на лекарственные субсидии не находится.

Давид Мелик-Гусейнов указывает лишь на одну положительную тенденцию, появившуюся на рынке лекарств: из-за кризиса спрос на витамины и пищевые добавки упал, поэтому они будут, пожалуй, единственными аптечными товарами, которые не только не вырастут в цене, но, возможно, даже подешевеют.

А самыми популярными лекарствами с началом кризиса стали успокоительные, антидепрессанты и снотворные. Их продажи за последнее время увеличились на 20 — 25 %.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share