#Культура

#Суд и тюрьма

Укол «Морфия»

2009.06.04 |

Плахов Андрей, "КоммерсантЪ"— специально для The New Times

Андрей Плахов — о новом фильме Алексея Балабанова

Агрессия в контексте современного искусства. Вышел второй том книги «Режиссеры настоящего» киноведа Андрея Плахова — «Радикалы и минималисты». Автор книги объясняет The New Times, почему из всех российских режиссеров радикалом оказался лишь Алексей Балабанов

Я писал книгу «Режиссеры настоящего», стараясь иметь в виду мировой контекст сегодняшней режиссуры — тех художников, которые делают современное кино. И получилось так, что эти люди разделились у меня на две группы (и два тома книги). В первую группу вошли мегаломаны и визионеры — люди, обладающие максималистским мышлением и обостренным видением кинематографа, представляющие глобальные проекты. Во второй части — радикалы и минималисты: режиссеры, работающие в иной эстетике, для которых в кино важны радикальность и провокация. Их еще можно определить в категорию «прокї лятых поэтов». И Балабанов — единственный российский режиссер, который принадлежит к этой уже вымирающей категории.

«Морфий» — фильм особенный. Его трудно оценивать в категориях «понравилось не понравилось». Кто-то уже написал, что после просмотра этой картины хочется повеситься или что-то в этом роде. Действительно, «Морфий» вызывает довольно сильные и, можно сказать, даже негативные эмоции. Эта лента непростая, депрессивная, в ней нет ничего утешительного, что обычно связывается в последнее время с восприятием искусства. Но, на мой взгляд, функция искусства — не в том, чтобы просто утешать или давать людям надежду. Да, это искусство депрессивное. Но оно такое, какое есть. И воспринимать его надо именно так — как произведение искусства, которое ценно тем, что оно настоящее.

Балабанов делает, безусловно, очень спорное кино. Часто — провокативное. В чем-то — консервативное, может быть, даже реакционное. Но это — консерватизм человека, который критически воспринимает реальность. И критикует ее с позиций, которые потом, возможно, мы определим в каких-то политических категориях. А фильмы Балабанова существуют в категориях искусства. Именно поэтому я ценю этого режиссера: агрессивной непохожестью на других, провокативностью он очень точно вписывается в контекст современного искусства.

Думаю, что истоки жестокости и агрессивности в фильмах Балабанова — в отношении к действительности, в его личных взаимоотношениях с окружающим миром: очень драматических, можно сказать, трагических. В сущности, вообще отношения человека с жизнью очень трагичны. Об этом испокон веков говорит большое искусство. Просто каждый художник — по-своему. В этом смысле Балабанов ничего особо нового не несет.

Вот, скажем, Ингмар Бергман — чрезвычайно мрачный художник. В Швеции его критикуют так же, как у нас критикуют Балабанова. (Я сейчас не сравниваю масштабы дарования режиссеров, не в этом дело. Я сравниваю типы художников.) Бергман тоже очень часто провоцировал, делал пессимистические, жестокие или, как говорили, извращенные фильмы. Многие возмущались ими, спрашивая, зачем они нужны. Но когда Бергмана не стало, возникла какая-то зияющая пустота.

О вопросах, которые поднимал Бергман, сегодня в искусстве почти никто не говорит. Все думают лишь о том, чтобы развлечь публику. Но о тяжелых, трагических, можно сказать, экзистенциальных отношениях человека с жизнью говорили всегда. Говорили и в те времена, когда слова «экзистенциальный» не существовало, и будут говорить, когда это слово, возможно, выйдет из моды. Эти вопросы никуда не исчезли. Мы только делаем вид, что они не существуют.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share