#Культура

#Суд и тюрьма

Искусство, которое требовало жертв

2009.06.04 |

Сарнов Бенедикт

Бенедикт Сарнов о своей книге «Сталин и писатели»

Самое страшное — историческое беспамятство. Вышел второй том книги Бенедикта Сарнова «Сталин и писатели», в которой автор анализирует отношения вождя с Алексеем Толстым, Зощенко, Булгаковым и Ахматовой. О том, что было главным для Сарнова при работе над книгой, почему он считает, что идеология сегодня умерла и чего нам нужно стыдиться, — писатель рассказал The New Times

Строго говоря, настоящего нет. Есть только прошлое и будущее. И поэтому самое страшное — это историческое беспамятство. Хотя, естественно, нормальный человек, читая о прошлом, всегда думает о том, что нам досталось в наследство. Что мы изжили, а что — осталось прежним...

Любить Большого Брата

Проблема власти и искусства существовала всегда. Но сталинская тоталитарная власть уникальна своими претензиями: меня поражает то, как важно было Сталину войти в душу художников, в мозг, в подкорку. Чтобы деформировать сознание художника, чтобы он начал абсолютно искренне славить существовавший режим. Главная задача состояла в том, чтобы так обработать человека, довести его до такого состояния, чтобы он всей  душой начал любить Большого Брата.

При этом Сталин прекрасно понимал значение литературы! Он считал, что наряду с чугуном и выплавкой стали на заседаниях ЦК необходимо обсуждать вопросы литературы и искусства. В брежневские времена это уже выродилось в пародию. Появилось государство без идеологии — ее заменили юбилеями Ленина, комсомола, пожарной охраны...

А сейчас идеология официально умерла. Какая может быть идеология, если мы с почестями хороним останки царской семьи, а в это время труп Ленина лежит в Мавзолее? Если царский двуглавый орел с тремя коронами является государственным символом, а у нынешней армии осталась советская символика. Это же чушь какая-то! Недаром нынешние правители говорят, что надо искать национальную идею. Но разве ее ищут?

Я — за коммерциализацию

У меня был друг — замечательный человек и прекрасный писатель Борис Балтер. Однажды (это было еще в доперестроечные времена) он приходит ко мне и говорит: «Давай подпишем письмо против цензуры». Я отвечаю: «Нет, не хочу. Мы их пишемподписываем, а все как об стенку горох — только неприятности!» И я уже завелся, начал говорить не совсем искренне: «И вообще меня цензура совершенно не волнует! Мне она не мешает!» Мне тогда казалось: только дайте мне свободу, а я уж найду, что мне написать, что принести в издательство! А в постперестроечные времена оказалось, что кроме цензуры существуют и другие проблемы: власть рынка, спрос на книги. О них я раньше и не думал, но, осознав, стал сторонником коммерциализации. И когда с началом перестройки со всех сторон раздались крики — мол, рынок убивает искусство, я упорно писал статьи в защиту коммерциализации. Я предпочитаю зависеть от рынка, но не от чиновника, не от государства, не говоря уже о цензуре, которой сейчас в литературе не существует.

Конечно, власть пытается нащупать и определить новую, а вернее, старую идеологию. Вот, например, Путин, когда был президентом, сказал о том, что «нам нечего стыдиться своего прошлого». И это вместо того, чтобы докопаться до правды! Не только постыдиться, но и покаяться, вспоминая тот кровавый кошмар, каким была сталинщина, которая бог знает на сколько лет определила и будет определять судьбу нашей страны.

Сжальтесь!

Сталинская власть была невменяема, нынешняя — с чем-то считается. Но вот в случае с ЮКОСом есть какая-то упертость. На мой взгляд, власти сами создали себе проблему, которую не знают как решить. И я подписал письмо в защиту Светланы Бахминой, потому что здесь идет речь о простой вещи — о милосердии. Не о справедливости, не об исполнении Конституции... Сжальтесь!

Как можно отказаться подписать такое письмо? Будет оно иметь смысл или нет — не знаю. Но это надо делать.

Сталин и Ахматова

Я много знал о взаимоотношениях писателей и Сталина, конечно, и до создания этой книги. Но, например, во время работы над первой книгой для меня многое открылось во взаимоотношениях Сталина и Демьяна Бедного. Во втором томе есть интересный эпизод об отношениях Сталина и Ахматовой. Известно, что в 1939 году Ахматову вдруг стали печатать, книгу ее стихов собирались представить на получение Сталинской премии... А затем был дан задний ход: напечатанную книгу приказали изъять из продажи.

Известна легенда о том, почему Ахматову напечатали. Сталин как-то увидел, что его дочь Светлана переписывает стихи Ахматовой в тетрадку. Вождь удивился: зачем переписывать стихи, почему их нельзя прочитать? Узнав о том, что произведения Ахматовой запрещены и что достать ее книги практически невозможно, Сталин на одной из встреч с писателями выразил недоумение — почему не печатают стихи Ахматовой? И тут началась лихорадка... Но кто посмел отменить «пожелание» Сталина? Выяснилось, что этот «обратный ход» стал результатом подковерной борьбы между двумя возможными «наследниками» Сталина — Ждановым и Маленковым. Ведь Сталин не сказал «печатать всё», и Маленков допустил ошибку... Вот это было для меня внове, и было очень интересно в этом разбираться. А для меня самое интересное в моей работе: за документом или за столкновением документов увидеть своеобразный роман.

Напластования лжи

Работая над этими книгами, я видел свою задачу в том, чтобы восстановить (по возможности — правдиво), понять и осмыслить особенности истории нашей страны. О том, что я называю исторической памятью народа, хорошо написал Джордж Оруэлл в своей замечательной книге «1984». Книга повествует о тоталитарном государстве — подобии нашего. В государстве Оруэлла функционирует министерство, задача которого в том, чтобы заменять прежнюю ложь не правдой, а новой ложью.

Новая ложь заменяет старую, вчерашняя ложь заменяла предыдущую ложь. А где правда? Никто не знает, все забыли... Это, конечно, уже некий гротеск, гипербола, но в принципе именно так обстоит дело и с нашей историей. И для того, чтобы докопаться до истины, надо снимать эту напластовавшуюся ложь. Это было самым главным при работе над книгами.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share