#Деньги

#Суд и тюрьма

Передел неба

2009.06.04 |

Шорина Ольга

Авиакомпания «Дальавиа» с 1 октября приостановила выполнение всех своих рейсов за исключением трех маршрутов. Перевозку пассажиров взяли на себя S7, «Владивосток Авиа» и «Аэрофлот». «Дальавиа» повторила судьбу авиакомпаний альянса AiRUnion: долги поставщикам, отказы в заправке самолетов и услугах аэропортов, массовые задержки вылетов. На рынке гражданской авиации обсуждают — кто следующий?

Деятельностью «Дальавиа» теперь управляют менеджеры главного конкурента «Владивосток Авиа». Оперативное руководство рейсами AiRUnion перешло к руководителям «Атлант-Союза». Задача антикризисных управляющих — обеспечить бесперебойное выполнение текущих полетов, не допустить повторения беспрецедентных задержек рейсов. При этом девять рейсов, которые выполняли авиакомпании AiRUnion, вообще отменяются, среди них Красноярск — Барнаул, Красноярск — Норильск. Теперь из Красноярска в Барнаул придется лететь через Москву. В кулуарах тем временем решается вопрос о будущем государственных активов: «Дальавиа» на 100% принадлежит государству, а из пяти авиакомпаний альянса AiRUnion в двух — «КрасЭйр» и «Домодедовских авиалиниях» — государственный контрольный пакет, в «Самаре» — 46,5%, два перевозчика — «Омскавиа» и «Сибавиатранс» — контролируются гендиректором «КрасЭйр» Борисом Абрамовичем. Росавиация на минувшей неделе лишила лицензий на полеты «Самару», «Омскавиа» и «Сибавиатранс ». Решение вопроса о продолжении полетов «Домодедовских авиалиний» и «КрасЭйр» отложено до 28 октября.

Кредиторы авиакомпаний опасаются, что их уже выкинули из процесса, и пытаются сейчас, пока новая компания не создана, найти ответственного за долги.

Куда ушли деньги

Пострадавшие авиакомпании винят в своих бедах резкий — 100% — рост цен на авиатопливо в течение года. В первую очередь его ощутили перевозчики, эксплуатирующие самолеты отечественного производства: на керосин у них уходит две трети всех расходов. «На Западе это соотношение — 25–30%», — говорит The New Times Олег Смирнов, президент фонда «Партнер гражданской авиации». Однако он обращает внимание, что цены на топливо повысились для всех авиакомпаний. В том числе и для «Аэрофлота», конкурировать с которым должен был альянс AiRUnion, и для «Владивосток Авиа» — конкурента «Дальавиа». Но они летают.

Проблемы у государственно-частного альянса AiRUnion возникли еще до подъема цен на топливо. «Уже на момент подписания указа президента о создании AiRUnion1 все пять авиакомпаний были финансово несостоятельными, — рассказал Олег Смирнов. — А на день подписания второго указа уже новым президентом2 их положение мало чем отличалось от сегодняшнего. Руководитель «КрасЭйр» Борис Абрамович блестяще провел эту операцию. У него была цель — перевести миллиардный долг на плечи государства. И государство клюнуло на это при помощи коррумпированных чиновников».

Евгений Островский, гендиректор ООО «Торговый дом «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП) —  одного из главных кредиторов альянса, — подтвердил The New Times, что долги начали расти еще в 2006 году. На сегодняшний день долг компаний AiRUnion ТОАП достиг 3,5 млрд рублей. Суммарная же задолженность всем кредиторам альянса составляет 12,5 млрд рублей. При этом, обращает внимание Островский, все крупные государственные банки, долги которым достигают 6,5 млрд рублей, свои претензии не заявили. Олег Смирнов интересуется, куда же делись средства, заработанные авиакомпаниями альянса: «Это огромные деньги. Они за полгода перевезли 1,3 млн пассажиров. Помножьте в среднем на 30 тыс. рублей за билет. Получается 39 млрд рублей». Одновременно, по данным Смирнова, в «Домодедовских авиалиниях» и в «КрасЭйр» были выведены все государственные активы, а именно четыре Ил-96, полтора десятка Ил-62, несколько Ту-154, остались только лизинговые зарубежные самолеты.

Почему же, несмотря на неплатежи, ТОАП два года кредитовал AiRUnion? Островский объясняет это так: «Исключительно потому, что там были серьезные государственные пакеты, все это имело ярко выраженную поддержку государства, приобретение Malev происходило за счет адресного кредита государственных банков3. И вдруг выясняется: альянс рухнул, и в какой-то момент государственные органы начинают вести себя, как маленькие частные фирмы».

Принцип домино

Кредиторы задаются вопросом: «С кем разговаривать по поводу долгов?» Евгений Островский пока не нашел ответа: «У меня отчетливое ощущение, что люди из оперативного штаба не хотели бы разговаривать по старым долгам, у них нет юридических полномочий вести переговоры, им поставлена задача организовать деятельность, чем они довольно успешно занимаются. С «Ростехнологиями» я пытался разговаривать, у них тоже большого желания разбираться нет».

Гендиректор Хабаровского аэропорта Алексей Власов, которому «Домодедовские авиалинии» уже второй месяц должны 5,5 млн рублей, тоже сказал The New Times, что сейчас просто не к кому обращаться.

«Обсуждаются только прожекты создания новой компании. И абсолютно не звучит вопрос, как вернуть долги кредиторам. А ведь это аэропорты, топливозаправочные комплексы. Банки им уже отказывают в кредитах», — говорит Олег Смирнов. По его словам, ситуация с «Дальавиа» — это логичное продолжение истории AiRUnion. Вся отрасль строится на взаимных обязательствах, и если хоть один участник процесса перестает платить, под угрозой оказывается весь рынок гражданской авиации.

«Домодедовские авиалинии» должны были отдать долг Хабаровскому аэропорту, но не отдали. Одновременно с середины августа перестала платить «Дальавиа». Общий долг компании оценивается в 1,5 млрд рублей. К 10 сентября, когда аэропорт отказался обслуживать авиакомпанию в долг, кредит «Дальавиа» достиг 240 млн рублей. По словам Алексея Власова, для Хабаровского аэропорта это критическая сумма: «Там вся оборотка (оборотные средства. — The New Times) и большая часть тех кредитных ресурсов, которые нам удалось получить».

О долгах по зарплате заявили и работники разваливающихся авиакомпаний. 414 млн рублей должны сотрудникам AiRUnion — это деньги за август и сентябрь. В фонд «Партнер гражданской авиации» обращаются пилоты «Домодедовских авиалиний»: им объявили, что с 1 октября перестают платить зарплату, рассказывает Олег Смирнов.

Президент профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук говорит, что никто из работников авиакомпаний не знает, что с ними будет: «Обстановка накалена. Сотрудники «Домодедовских авиалиний» провели собрание на территории предприятия. Им заплатили только за июль, и есть аванс за август — это пока людей удерживает. И по закону их нельзя уволить. А так они готовы на крайность — перекрыть дороги в аэропорт Домодедово». Месячная зарплата коллектива «Домодедовских авиалиний» оценивается в 60 млн рублей, «КрасЭйр» — 100 млн рублей. По словам Бойчука, пока предлагается очень ущербная схема: из 1300 человек, работающих в «Домодедовских авиалиниях», есть работа для 100–200 человек. Переговоры с собственниками, оперативным штабом и представителями государства продолжаются.

В «Дальавиа» без работы остаются несколько тысяч человек: зарплату за август им не выплатили, говорит Мирослав Бойчук, и он не знает, из каких источников могут поступить деньги на выплаты (80 млн рублей в месяц).

Театр абсурда

В начале сентября «Ростехнологии», правительство Москвы и администрация Красноярского края объявили о планах создания новой объединенной авиакомпании на базе активов AiRUnion, ГТК «Россия», компаний «АтлантСоюз», «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии», «Саратовские авиалинии», «Владивосток Авиа» и, вероятно, «Дальавиа». Пока не были объявлены структура новой компании и условия объединения. Это уже третья попытка создания единого национального авиаперевозчика — конкурента «Аэрофлота».

По данным Фонда «Партнер гражданской авиации», все вышеназванные компании тоже финансово несостоятельны, утверждает Олег Смирнов. Он опасается, что «опять получится то же самое, это уже какой-то театр абсурда». Мирослав Бойчук уверен, что сейчас ни одна авиакомпания России не показывает плюс в операционной деятельности, несмотря на еще не закончившийся летний сезон. Бойчук рассказал, что частная компания «Сибирь» со следующего года сокращает перевозки на 30%, чтобы не развалиться, как AiRUnion: «Они перевозят 5 млн человек в год. Сокращение на треть — это минус 2 млн пассажиров. Так насколько вырастет дефицит провозных емкостей и увеличится цена на билет?»

В отрасли называют авиакомпании, которым регулярно приходится сводить концы с концами. Так, Хабаровский аэропорт в августе жаловался на неплатежи со стороны «Сибири» и ГТК «Россия», «ВИМ-Авиа» и «Восток».

А 1 октября сразу несколько рейсов авиакомпании «Интеравиа» из Магадана, Краснодара и Москвы были задержаны из-за долгов за авиатопливо.

Решение о создании альянса AiRUnion, объединяющего региональные авиакомпании, было принято в 2004 году. Опорные аэропорты компании находятся в Москве, Самаре, Красноярске и Омске. С июня 2005 года пять перевозчиков — «КрасЭйр», «Домодедовские авиалинии», «Самара», «Омскавиа», «Сибавиатранс » — работают под единым брендом AiRUnion. По данным РИА «Новости», к середине 2008 года совместный авиапарк акционерного общества составил 110 воздушных судов, общая численность занятых — 7700 человек. В мае 2007 года Владимир Путин подписал указ о создании ОАО AiRUnion (доля государства — не менее 45%, контрольный пакет — у гендиректора «КрасЭйра» Бориса Абрамовича). 28 мая 2008 года Д. Медведев подписал указ о внесении активов альянса AiRUnion в капитал госкорпорации «Ростехнологии». Ни первый, ни второй указ не выполнены.

Структура собственности AiRUnion

У государства:

51% акций «Красэйр»,

50,04% — «Домодедовских авиалиний»,

46,5% — «Самары».

У гендиректора «КрасЭйр» Бориса Абрамовича и связанных с ним структур:

40% «КрасЭйр»,

48,6% — «Домодедовских авиалиний»,

40% — «Самары»,

70% — «Омскавиа»,

100% — «Сибавиатранса».

_______________

1 Указ В. Путина о создании ОАО AiRUnion с государственной долей не менее 45% вышел в мае 2007 года.

2 28 мая 2008 года Д. Медведев подписал указ о внесении активов альянса AiRUnion в капитал госкорпорации «Ростехнологии».

3 Б. Абрамович во время подготовки сделки называл партнером AiRUnion Внешэкономбанк.

Хроника кризиса AiRUnion

20 августа — отложены на сутки 16 рейсов из Москвы. Руководитель Федерального агентства воздушного транспорта России Евгений Бачурин пригрозил отзывом лицензий у компаний, входящих в альянс.

21 августа — Росавиация запретила продажу зимних перевозок рейсами компаний, входящих в AiRUnion. Задержано более 30 рейсов, 2,5 тыс. человек ждут вылетов из аэропортов по всей России. Размер долгов альянса превысил $1 млрд.

25 августа — Владимир Путин поручил вице-премьеру Сергею Иванову разобраться с задержками рейсов альянса.

26 августа — Путин поручил выделить AiRUnion 24 тыс. тонн керосина под гарантии госкорпорации «Ростехнологии». Росрезерв выделяет топливо до 14 сентября. Однако это проблемы не решает — задерживаются 22 рейса. Иванов заявляет, что правительство не допустит банкротства альянса.

4 сентября — Путин заявляет о плане по спасению альянса и предлагает ввести новых акционеров в компанию. Ростехнологии, правительство Москвы и администрация Красноярского края создают новую авиакомпанию на базе активов AiRUnion и авиакомпаний «Атлант-Союз», ГТК «Россия», «Кавминводы-авиа», «Оренбургские авиалинии», «Саратовские авиалинии», «Владивосток Авиа». Контрольный пакет акций нового альянса будет закреплен за госкорпорацией.

5 сентября — задерживаются 12 рейсов альянса.

7 сентября — рейсы AiRUnion из Домодедово перенесены в аэропорт Внуково.

12 сентября — Следственный комитет при прокуратуре возбудил уголовное дело по факту задолженностей по зарплате сотрудникам альянса.

18 сентября — министр транспорта Игорь Левитин заявил, что судьба AiRUnion будет решена в конце сентября.

26 сентября — митинг работников «Домодедовских авиалиний».

27 сентября — задолженность альянса по зарплате сотрудникам за июль и август 2008 г. составила более 410 млн рублей. Сотрудники требуют выплаты зарплаты.

29 сентября — Ростехнологии и Москва договорились о разделе долей новой авиакомпании: госкорпорация — 51%, правительство Москвы — 49%.

30 сентября — Росавиация отозвала лицензию авиакомпании «Самара», входящей в холдинг AiRUnion.

5 октября — по решению Росавиации отозваны лицензии авиакомпаний «Омскавиа» и «Сибирской авиатранспортной компании».

Хроника кризиса «Дальавиа»

10 сентября — аэропорт Хабаровска прекратил обслуживать рейсы «Дальавиа» за долги. Часть авиарейсов взяли на себя другие перевозчики, часть рейсов была отменена.

17 сентября — заблокированы банковские счета «Дальавиа», прекращена продажа билетов.

22 сентября — временным управляющим «Дальавиа » назначен первый заместитель генерального директора «Владивосток Авиа» Игорь Багельфер.

27 сентября — около 400 работников авиакомпании «Дальавиа» вышли на митинг, требуя не допустить банкротства компании.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share