#Культура

#Суд и тюрьма

«Если дать рынку регулировать кино, то получится телевидение»

2009.06.04 |

Панюшкин Валерий

Чулпан Хаматова — The New Times

На Венецианском кинофестивале фильм «Бумажный солдат» получил два приза. В главных ролях снимались российская актриса Чулпан Хаматова и грузинский актер Мераб Нинидзе. Чулпан Хаматова рассказывает The New Times, что она чувствовала во время съемок, во время войны и во время фестиваля

Ты ведь очень хотела сниматься в этом фильме и хотела, чтобы снимался Мераб?

Там в сценарии — семейная пара. Люди, у которых очень странная семья: он на Байконуре, она в Москве. Весь фильм они выясняют отношения. Мы застаем эту пару не в момент знакомства, а когда они уже давно живут вместе, любят друг друга, и это не отношения первых прикосновений. Чтобы сыграть такую семейную пару, надо с партнером познакомиться не на уровне «здравствуйте, я Чулпан Хаматова». И я с Мерабом дружу уже больше десяти лет. Дружба началась с того, что мы вместе прошли четырехдневную войну в Таджикистане, сложнейшие съемки фильма «Лунный папа». В общем, Мераб — мой лучший друг, и сыграть с ним семейную пару не составляло никакого труда, потому что мы понимаем друг друга с полувзмаха ресниц. Но самое главное, там герой должен быть такой, что вот он шутит, а у него грустные глаза. И Мераб обладает этим альпачиновским качеством, когда ты считываешь несколько состояний личности одновременно.

И все же я была уверена, что Герман не станет Мераба снимать. Потому что фильм про русскую интеллигенцию, а Мераб говорит с акцентом, давно не живет даже в Грузии, не говоря уже о России. Потому что однажды, когда мы должны были сниматься в фильме по специально для нас написанному сценарию, режиссер, приглашенный на проект, сказал мне, что он грузина снимать не будет, что русские зрители не примут героя с грузинским акцентом. Взял другого актера, а я, обидевшись, ушла с проекта. Но Мераба утвердили. Мало того, сначала Мераба хотели переозвучить, но потом герой его, который был в сценарии евреем, стал грузином, потом у него появилась целая сцена с родителями на грузинском языке, потом он запел грузинские песни, потом я стала говорить по-грузински. Мы придумали, что наши герои, когда выясняют отношения при посторонних, переходят на грузинский, чтобы никто их не понимал, но, к сожалению, эту сцену вырезал режиссер.

Но я же помню, у вас как-то сложно было вначале. Вы звонили друг другу по двадцать раз...

Семья Мераба очень боялась отпускать его из Вены в Питер и Нижний Баскунчак. Я убеждала, что страна изменилась, стала толерантной... И в первый же день, когда он приехал в Питер, зашел в аптеку, разговаривая по телефону по-грузински, ему такого наговорили, что пришлось мне его неделю выводить из депрессии. Ему трудно было решиться надолго уехать из Европы, потому что мы же понимали, что с Германом быстро не бывает. Когда Мераб приезжал в Москву на пробы, он был уверен, что у него ничего не получается. Я его успокаивала, что на пробах тоже была уверена, что у меня ничего не получается. Но на самом деле вся группа влюбилась в него.

Цена величия

Ну и что вышло?

Вышла достойнейшая картина. Очень серьезная и глубокая. Мне очень приятно, что Алексей Алексеевич проанализировал ошибки «Гарпастума», и картина получилась эмоциональная. Может быть, я неврастеничная артистка, но я два раза плакала на премьере. И кажется, то, что хотел сказать Леша, он сказал, и даже лучше и неоднозначнее, чем было в сценарии.

Что он хотел сказать?

Что подвиги, рекорды и лидерство нашей страны всегда были основаны на перешагивании через судьбы людей. Я когда стала читать про начало советской космонавтики, была поражена. Королев один чего стоит! Узник сталинского лагеря, так и остававшийся узником, даже когда уже начал работать с немецкими чертежами и делать космический корабль. Поразительно! Королев оценивал риск для первого советского космонавта в 43%, американцы оценивали риск в 18% для своих астронавтов. И они отменили полет, не полетели. А мы полетели. И слава богу, что долетели. А когда в первый раз запустили двух космонавтов, это не был новый космический корабль. Просто в тот же шарик, в котором летал Гагарин, запихнули двоих, без катапульты и без скафандров, потому что скафандры не влезали. Число жертв, которое было, пока строили Байконур, — фантастическое. Взрывы бесконечные. Жили в землянках. Строительство было секретное, делали вид, будто засевают поля. И все равно за день до первого полета американское радио передало, что завтра советский космонавт полетит в космос.

Разве ты не такая же? Разве не прикладываешь неразумные усилия, хотя бы когда речь идет о благотворительности и детях, больных раком крови?

Стараюсь вести себя разумно. Но я же еще глупенькая. И вот, например, на позапрошлогоднем концерте (благотворительном концерте «Подари жизнь» в театре «Современник ». — The New Times) я понимала, что я как в воронке, и выскочить оттуда не могу.

Тобою движет азарт спасти всех?

Нет, это «Подари жизнь» вошло в мою жизнь, и теперь это как мои брови, уши, руки...

Так же прекрасно?

Прекрасно. Я не помню, какой-то священник перед смертью сказал: «Спасибо, что вы позволили мне помочь вам».

Рынок диктует плохо

А почему съемки этого фильма стали материалом ролика, рекламировавшего телевизор?

Потому что на каком-то этапе Герман понял, что нам нужна ракета. Не компьютером нарисованная, а настоящая. И бюджета у фильма уже не было. Тогда Герман с командой заработал на картину денег, и появилась ракета.

Ты можешь себе представить, чтобы съемки фильма Лукино Висконти стали предметом рекламного ролика?

Могу. Если режиссер понимает, что нужно доснимать картину. Он же не гранатомет рекламирует.

Просто торговля с искусством оказались совсем рядом. Куда ближе, чем во времена Висконти.

Рядом, но не слились и не сольются. Я за то, чтобы кино осталось территорией творчества, чтобы принадлежало искусству, а не «Макдоналдсу». Я за то, чтобы театр, кино существовали на деньги меценатов. Чтобы богатые люди вкладывали в искусство деньги и не ждали от этих денег отдачи.

Почему же они должны отдавать свои деньги?

Потому что иначе рынок будет диктовать все. А у человека есть потребность в настоящем.

Разве рынок плохо диктует?

Если дать рынку регулировать кино, то получится телевидение. Но такого никогда не будет. В Италии есть много городов, жители которых скооперировались и не пускают в свои города ни «Макдоналдс», ни «Кентукки фрай чикен».

В России есть люди, которые скооперировались и что-нибудь куда-нибудь не пускают?

Есть, конечно! И артисты, и продюсеры, и режиссеры. У артистов это, правда, слабее выражено. Нам продюсеры пишут контракты.

Что делать с тоской

Послушай, фильм снимался до войны, а показывался уже после. Что вы?.. Как вы с Мерабом?..

Мы целовались. И мне очень приятно, что фотографии нас целующихся попали во все газеты. Мераб очень долго не хотел приезжать, потому что участвовать в празднике для него было очень болезненно. И я счастлива, что он приехал. Я счастлива, что на пресс-конференции с ним много общались русские журналисты, и Жанна Агалакова сказала ему «спасибо» по-грузински. Потому что все равно блокада существует. Мои грузинские друзья присылают мне линки грузинских сайтов, чтобы я могла узнать другую точку зрения, но я не могу войти ни на один из этих сайтов, они все заблокированы. Друзья упрекают меня, что лично я ничего не сделала, чтобы остановить эту войну. Мне стыдно. Мне очень позорно жить в такое время. Это мой личный позор. Я была в Испании, когда началась эта война, и первая моя реакция была, что такого не может быть. Потом я стала звонить своим грузинским друзьям, и выяснилось, что может такое быть. В этой битве имперских амбиций мне даже неинтересно, кто прав. Если бы я увидела человека, который эту войну начал, морду бы набила, проявила бы агрессию. В XXI веке войны не должно быть. Люди не должны ее допускать. И я ничего не могу сделать. Могу только дать интервью тебе. Я представляю себе, что боевые действия происходят там, в Грузии, где я проводила прошлое лето. Это даже сыграть невозможно. Глубоко у тебя внутри — скрытая тоска. У тебя, у меня, у людей вокруг.

Что с этой тоской делать?

Ждать. Еще как минимум тридцать лет выстраивать жизнь. Тем, кому стыдно и больно, заживлять раны. Тем, кто встает с колен посредством войны, рассказывать, что ради уважения к себе лучше не сжимать кулаки, а, наоборот, протягивать руки для рукопожатий. Лет тридцать еще, не меньше.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share