Отечественные агентства с помпой сообщили: наконец-то состоялся успешный испытательный полет первого опытного образца нового боевого вертолета Ка-52 «Аллигатор». И это, по словам гендиректора холдинга «Вертолеты России», поистине «знаковое событие для российского вертолетостроения».

Еще бы не знаковое, раз полетели! Но, порывшись в справочниках, поклонники авиации узнают, что на самом деле первый испытательный полет «Аллигатора» состоялся вовсе не сейчас, а 25 июня 1997 года. С тех пор Ка-52 завсегдатай всевозможных авиасалонов, на которых про него всегда вещалось одно и то же: впервые, уникальный, лучший в мире, самый супер-пупер, не имеющий аналогов, мощнейший из ударных, ударнейший из мощнейших и прочая и прочая. Свыше 10 лет в воздухе — и все равно «впервые»! Охотно верю, что наши чудо-богатыри, получив эти чудо-вертолеты, станут непобедимыми. Однако некий червь сомнения все же гложет: войска и так «получают» эту новинку уже не первую пятилетку. Прошерстив газетные подшивки, можно почитать, например, как еще в 2003 году командование ВВС публично и клятвенно обещало urbi et orbi: честное пионерское, «Аллигатор» будет в армии к 2004 году! Наступил искомый 2004-й, и авиаторов снова радуют: парни, на сей раз все уже по-настоящему, честное-пречестное, скоро завершим испытания и в 2006-м начнем печь Ка-52 как блины. Затем снова тишина — до какого-нибудь очередного авиашоу, чтобы на вираже лихо выдать развесившей уши публике свежую порцию: «Новый! Вотвот! Ждите!..»

Бедный, конечно, «Аллигатор», только ведь точно такая же невеселая история уже была с его старшим собратом, «Черной акулой» Ка-50. А уж как тот вертолет отчаянно пиарили, даже боевик сделали со всемогущей «Черной акулой» в главной роли. Даже приняли ее на вооружение президентским указом в 1995-м... Ага, как же, приняли: в прошлом году было целых три таких машины! Которые войска в глаза не видели, так ведь обещают еще целых двенадцать штук сделать — году так к 2015-му. Столь же «многообещающе» и приключение учебно-боевого самолета Як-130: без него — ну просто никак, потому его грозились принять на вооружение аж к... 1994 году. Принимают по сей день. А ныне из уст главкома ВВС Александра Зелина летчики вдруг узнают, что на новинку вообще нечего губу раскатывать: серийное производство планируется «на период после 2015 года». Так что еще не одному поколению начинающих пилотов придется с риском для жизни осваивать небо на стареньких Л-39, спроектированных сорок лет назад. И так до бесконечности, поскольку эту заунывную сагу можно сложить едва ли не обо всех образцах вооружения, безнадежно устаревающих за время многолетних плутаний по казенным тропам «из варяг в греки».

Есть такая байка: президент США Джимми Картер встревожился, узнав, что в Советском Союзе создан новый боевой вертолет. Но его успокоил мудрый Збигнев Бжезинский: не стоит волноваться, господин президент, даже если это и супервертолет — русские военные столь косны, что все равно его не примут на вооружение. Прошли десятилетия, а приписываемые Бжезинскому слова столь же актуальны. Впрочем, может, проблема вовсе не в генеральской косности, реальной или мифической, да и новинки на деле вовсе не столь чудесны — об этом пусть спорят эксперты. Просто грустно наблюдать, как отцы-командиры кормят армию пятилетками обещаний: иной раз уж лучше молчать, чем говорить. Впрочем, отчего бы и не поговорить, хотя бы и о «супероружии», раз за это нескончаемое дежавю все равно никто не отвечает.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share