#Культура

#Суд и тюрьма

Все в «Сад»

2009.06.17 |

Долин Антон

Режиссер Сергей Овчаров замахнулся на Чехова

Вишневый садизм. «Сад» Сергея Овчарова стал самым обсуждаемым фильмом конкурса 30-го ММКФ: вызвал обвинения в издевательстве над Чеховым и восхищение смелым обращением с хрестоматийным текстом. Так или иначе, один из самых ярких русских режиссеров 1980–1990-х снова оказался в центре внимания

Многоуважаемый шкаф таращит блюдца, разевает пасть и выдвигает ящик-нос. Француженка Шарлотта ставит ударения как попало и все время норовит показать фокус. Лопахин страдает от нервного тика — или сразу от нескольких. Петя спотыкается и валится с лестницы. У Епиходова палец застрял между струнами гитары, а пистолет опять дал осечку; сапоги на каждом шагу жутко скрипят. Гаев суетится и путает слова, так что сразу ясно, почему Фирс в цветастой ливрее, свалявшемся грязно-белом парике и с отвисшими до шеи бакенбардами постоянно бегает за барином с ночным горшком.

Издевательство над Чеховым

Лакея блестяще сыграл Игорь Ясулович, будто подведя черту под набором бесчисленных эпизодов, отыгранных им за полувеко- вую карьеру в кино. Остальные актеры мало кому известны, и поэтому, наверное, крити- кам так хочется разругать их за неестествен- ность и комикование (в которых, вероятно, повинен один лишь режиссер). «Что они все глаза-то так пучат?» — раздраженно шепчет в темном зале один из уважаемых коллег. Да уж, кино — это вам не театр, здесь к избие- нию классиков еще привыкнуть не успели. Конечно, Сергей Овчаров уже обходился не вполне почтительно с Лесковым («Левша») и Салтыковым-Щедриным («Оно» по «Исто- рии одного города»), так ведь те сами были пересмешники хоть куда. Не то что Чехов. Он — наше все, тонкий лирик, и ремарку «комедия» следует понимать исключитель- но в переносном смысле. Не животы над Че- ховым полагается надрывать, а растроганно рыдать! В крайнем случае — тихо улыбаться сквозь плач. А тут — буффонада, водевиль, бурлеск… Как можно?

Лапидарное название «Сад» вызывает немедленные ассоциации с безумным маркизом. По очевидной аналогии Овчарова обвиняли именно в садизме по отношению к чеховскому «Вишневому саду», превращенному в дурашливый водевиль. И это в лучшем случае: все-таки садизм предполагает какую-никакую любовь по отношению к объекту издевательств; более раздосадованные критики заподозрили Овчарова в цинизме. Хотя, если задуматься, цинизм — это точный расчет, фестивальный и прокатный успех. Что до «Сада», то на лучшее, чем конкурс Московского кинофестиваля, он не претендовал (а это не бог весть что для лауреата берлинского «Золотого медведя», пусть и короткометражного). Прокатная же судьба фильма пока под вопросом: хоть «Вишневый сад» и остается обязательным пунктом школьной программы, вряд ли эту экранизацию будут выпускать в сотнях копий по всей России.

Новый варвар

«Сад» лежит в поле чистого эксперимента. Это и вызывает у зрителей две противоположные эмоции — восхищение бессребреничеством режиссера, а также его продюсера (он же автор музыки) Андрея Сигле, и безмерное раздражение: как можно пренебрегать интересами публики! Особенно работая с гиперпопулярным текстом в излюбленном овчаровском жанре «народного фарса». Премьера «Сада» на ММКФ совпала с выставкой декораций и костюмов из фильма. Не исключено, что и лучшая форма дистрибуции для такой картины — показ в музее, на закольцованной нон-стоп проекции. Текст практически не изменен. Для полуторачасового фильма «Сад» чересчур монотонен — зато это, без сомнений, настоящее произведение современного искусства. Цельное, жесткое, концептуальное. Не только остроумное, но и просто умное. Обреченное на непонимание интеллектуалов и глупое ржание публики, как, скажем, и «Жмурки» Алексея Балабанова.

Овчаров начинал еще в позднесоветские годы, и первые его — они же лучшие — лубки «Нескладуха» и «Небывальщина» предсказали исчезновение нашего кинематографа в плавильном котле перестроечного хаоса; этого режиссера можно назвать «первым из «новых варваров», к числу которых позже присоединились и Сергей Сельянов, и Александр Рогожкин, и тот же Балабанов. «Сад» — отчаянно-веселый портрет кине- матографа нынешних дней, из которого Овчаров выпал еще в начале 2000-х, после неудачного «Сказа про Федота-стрельца».

Не «по Станиславскому»

Теперь мы уже не мужики, закидывающие заморского неприятеля шапками (лучший эпизод «Небывальщины»), а сборище сомнительных аристократов и еще более сомнительных предпринимателей под крышей старинной усадьбы. Из окон открывается прекрасный вид на лабиринт белоснежных деревьев. Цветы невероятно красивы, но урожая вишен ждать не приходится: во имя мифической прибыли сад пойдет под топор. Сей сад — слепок с упоительного заповедника, называемого у нас «кино не для всех» и пользующегося за рубежом большим спросом, чем на родине. Как, например, фильмы Александра Сокурова, ценимого в Штатах выше, чем в России; ведь Сигле и его фильмы тоже продюсирует.

На пороге между еще не разрушенными сводами старого дома (читай: советского кино) и избыточно-живописной садовой порослью невозможно и слова сказать всерьез — любая реплика превратит мнимую трагедию чьегото оскорбленного самолюбия в чистый цирк. Смешнее прочих выглядит молодая и статная Раневская — Анна Астраханцева-Вартаньян, она одна от души пытается играть «по Станиславскому», со слезой в глазах и чувством в голосе, и потому ее серьезничанье предстает как особо изысканная клоунада. Красивостям замедленного «рапида», так любимого самыми модными российскими режиссерами наших дней, Овчаров противопоставляет убыстренную судорожность немого кино — то ли забавную, то ли истерическую. Хотя немые — только первые три и последние две минуты фильма; чеховский текст соблюден в точности.

С Антоном Павловичем Овчаров проделал примерно ту же операцию, что Кира Муратова несколько лет назад в «Чеховских мотивах» (на ее счастье, в том случае с первоисточником были знакомы далеко не все зрители). Но заклеймили его не за это, а за то, в чем Овчаров остался верен Чехову. Ведь «Сад» постулирует лишь одну простую истину: все мы — баре и слуги, критики и зрители, а заодно и кичливые кинематографисты с их фестивалями — довольно смешные недотепы.

Фильмография Сергея Овчарова (полнометражные фильмы, режиссер)
Сад (2008)
Сказ про Федота-стрельца (2002)
Барабаниада (1993)
Оно (1989)
Левша (1986)
Небывальщина (1983)
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share