#Культура

#Суд и тюрьма

«Умер счастливый человек»

2009.06.18 |

Дусаев Олег

Памяти Чингиза Айтматова

Об авторе знаменитых романов «Белый пароход», «Плаха», «И дольше века длится день» специально для The New Times рассказали режиссер Андрей Кончаловский, писатели Фазиль Искандер и Виктор Ерофеев

Фазиль Искандер, писатель

Айтматов — великий писатель-гуманист: ему очень подходит это определение. Он считал, что сейчас — кризис гуманистических ценностей, и я с ним согласен. Я полагаю, этот кризис наступил еще и потому, что самые талантливые, самые умные писатели старшего поколения либо умерли, либо уже вышли из строя. А следующие поколения, к сожалению, не смогли поддержать глубину и конфликтность в нашей литературе. Поэтому она сейчас довольно поверхностна. Чингиз Айтматов был одним из самых ярких представителей непримиримой литературы, непримиримой ко всему общественному злу, которое у нас существовало и существует.

Всего себя он отдал произведениям, которые с огромным удовольствием читались у нас в стране и во всем мире. Мне кажется, что никто так глубоко и широко не раскрыл жизнь Средней Азии, как Айтматов в произведениях «Прощай, Гульсары!», «И дольше века длится день», «Первый учитель», «Белый пароход». Особенность его творчества заключается в том, что он глубоко знал ситуацию, о которой писал. Не просто слышал от кого-то, но сам вникал в сущность происходящего. Именно поэтому Айтматов всегда был очень убедителен. Написанное им надолго останется не только в нашей, но и в мировой литературе.

Виктор Ерофеев, писатель

Мне кажется, что Айтматов был киргизским Толстым или киргизским Маркесом. В нем два начала: с одной стороны, это народный эпос, причем живой, а не придуманный, не социалистический, а с другой стороны — высокая культура. Я считаю, что писатель одной культуры — это уже уходящая натура, в мире энергию может обрести то творчество, которое, по крайней мере, питается двумя культурами. И в этом смысле Айтматов был очень привлекателен. Государственное уважение и литературная слава не испортили его. У него была честность, которая в 60–70-е годы давала какой-то свет. Можно было ориентироваться на этот свет, понимая, что нужно сохраниться и писать так, как хочешь.

Я смотрел сейчас его фотографии разных периодов жизни. Поначалу это такой киргизский юноша с всклокоченными волосами, с пронзительными глазами, который хочет войти в литературу, у которого много желаний и большая мечта, — это один образ. А последние годы — это совершенно не похожий внешне на киргиза, холеный европейский посол, который подписывает какие-то договоры. И это, конечно, уже другой образ. Таким образом, он проживает параллельные, перпендикулярные жизни, и если исходить из определения Камю, то человек, который проживает много параллельных жизней, является счастливым человеком. Так что в Германии умер счастливый человек.

Андрей Кончаловский, режиссер

Чингиз Айтматов запомнился мне очень застенчивым. Эта застенчивость говорила о нем, как о действительно чистом человеке. Уже очень молодым Айтматов считался классиком. Он был обласкан властью, имел много наград… Но это не мешало ему оставаться всегда очень скромным, исключительно преданным и верным человеком, который помогал по возможности всем и каждому. Айтматов никогда не мешал мне в работе1 , только помогал. Даже когда я знал, что это вопреки его замыслам, противоречит его эстетике, он все рано помогал. Это был человек бесконечной отдачи. Чингиз Айтматов — один из крупнейших писателей XX века, родившийся на территории СССР и ставший гордостью не только национальной культуры, но и гордостью российской культуры. Его литература соединяла в себе и современность, и классические образцы. Он был одновременно и классиком, и новатором, как Маркес. Айтматов был человеком в определенном смысле религиозным и даже мистиком. Он видел шире времени. Все его произведения обращены к бесконечности.

Чингиз Айтматов родился 12 декабря 1928 года в селе Шекер Таласской области Киргизии. Его отец Торекул Айтматов был видным государственным деятелем Киргизской ССР, но в 1937 году его арестовали и расстреляли. Мать, Нагима Хазиевна, татарка, была актрисой в местном театре. В 1948 году Айтматов поступил в сельскохозяйственный институт в г. Фрунзе. В 1952 году начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. По окончании института в течение трех лет работал в НИИ скотоводства, продолжая писать и печатать рассказы. В 1956 году поступил на Высшие литературные курсы в Москве. В 1958 году в журнале «Октябрь» был опубликован его рассказ «Лицом к лицу». В том же году были напечатаны его рассказы и повесть «Джамиля», принесшая Айтматову мировую известность.
Среди наиболее известных произведений — «Первый учитель» (1962), «Белый пароход» (1970), «И дольше века длится день» (1980), «Плаха» (1986), «Когда падают горы (Вечная невеста)» (2006). В 1990–1994 годах работал послом СССР и России в странах Бенилюкса. До марта 2008 года был послом Киргизии во Франции, Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. Был главным редактором журнала «Иностранная литература» (1988–1990) и членом международного совета издания, куда входили такие известные писатели, как Морис Дрюон, Милорад Павич, Кэндзабуро Оэ, Умберто Эко.
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share