#Без политики

Доигрались...

2009.06.27 |

Фридкин Зиновий

Почему люди так любят азартные игры




Что наша жизнь? Игра!..
Религии и власти боролись с азартными играми, а они выживали. Цивилизации и режимы уходили в историю, а они возникали вновь. Почему люди так любят азартные игры — разбирался The New Times


...Когда Пандавы сели на приготовленные для них места, поднялся Шакуни и произнес, обращаясь к Юдхиштхире: «О государь, зал полон, все тебя ожидали. Сядем же за игру в кости». Юдхиштхира ответил: «Хорошо, но пусть игра будет честной. Я не игрок, я воин, а воину подобает биться честно. Не нужно мне бесчестной удачи, не нужно богатства, добытого неправдой». — «Всегда было так, что один превосходит другого в бою или в науке, — молвил Шакуни. — Менее искусный проигрывает более искусному. В борьбе стремятся победить; сильный побеждает слабого — таков закон».
«Махабхарата»

Я решительно не вижу ничего грязного в желании выиграть поскорее и побольше; мне всегда казалась очень глупою мысль одного отъевшегося и обеспеченного моралиста, который на чье-то оправдание, что «ведь играют по маленькой», — отвечал: тем хуже, потому что мелкая корысть. Точно мелкая корысть и крупная корысть — не все равно. Это дело пропорциональное. Что для Ротшильда мелко, то для меня очень богато, а насчет наживы и выигрыша, так люди и не на рулетке, а и везде только и делают, что друг у друга что-нибудь отбивают или выигрывают.
Ф. Достоевский. «Игрок»

Азартных игр множество, но далеко не во все играют в казино. Современное классическое казино — это всего 6 игр: крепс, баккара, блек-джек, рулетка, слот-автоматы и покер.
Самая древняя из них — крепс, одна из разновидностей игры в кости. Игра в кости упоминается во множестве древнейших источников — от «Махабхараты», где приводится пространная сцена игры и описание страданий проигравшего, до Библии, упоминающей бросание жребия — разновидность игры с судьбой. («В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа». Притчи Соломона. 16:33.) Первый известный закон о запрете азартных игр, изданный в Риме и датированный III веком до новой эры, запрещал именно игру в кости и разрешал остальные: общественные, спортивные и даже гладиаторские. Позже, например, на Востоке, игра в кости трансформировалась в нарды.

Благородная «железка»

В современной инкарнации крепс появился в начале XIX века в Новом Орлеане, и его изобретателями считаются черные рабы с берегов Миссисипи. До сих пор это самая популярная игра в американских казино. А вот в России крепс не прижился. Даже в лучшие времена во всех московских казино было не более 10 столов для игры в крепс.
Другой, так и не ставшей популярной в России игрой, только карточной, является баккара. (Ее также часто называют на испанский манер: «пунто-банко».) Это одна из самых аристократичных европейских азартных игр. По одной из версий у нее и у игры в блек-джек общий прародитель — шемен-де-фер (chemin de fer — от фр. «железная дорога»; в России игра называлась «железка»). По другой, на­оборот, железка и блек-джек — разновидности баккара. В романах Яна Флеминга Джеймс Бонд предпочитал эту игру всем остальным.
Баккара привлекала возможностью много и быстро выиграть — как, впрочем, и проиг­рать. Поскольку в игре участвует несколько колод, просчитать успех практически невозможно. Это азартная игра в чистом виде, на удачу, поэтому притягивает людей экспансивных и нетерпеливых — либо, напротив, холодных аналитиков и фаталистов, любящих испытывать судьбу.
Баккара сразу же завоевала любовь у новой, буржуазной аристократии. С XIX века в нее играли в игорном доме в Монако. В XX веке она распространилась в другие европейские казино и двинулась в Азию. Сейчас в азиатских казино и среди азиатских игроков по всему миру баккара — самая популярная игра. В восточных казино ее даже переименовали на азиатский манер в «макао».

Война счетчиков

Самый простой, народный вариант этой игры — блек-джек, у нас известный как очко, или двадцать одно. Игра в двадцать одно в начале XIX века попала в Америку, где первоначально не пользовалась слишком большой популярностью. Ситуация изменилась только в середине века, когда американские игорные заведения начали практиковать увеличение выплаты при наличии некоторых комбинаций карт. Так появилась комбинация блек-джек (туз пик и валет пик), давшая название новой игре.



Своей популярностью блек-джек обязан и тому, что это единственная из игр казино, поддающаяся математическому расчету. Первая попытка применить математические знания в блек-джеке датируется 1953 годом, а в 1956-м уже появилась статья Роджера Болдуина «Оптимальная стратегия в блек-джеке», опубликованная в «Журнале американской статистической ассоциации». Массово «счетчики» (игроки, применявшие математический счет для игры в блек-джек) стали появляться в казино начиная с 70-х годов. С тех пор и по наши дни между счетчиками и игорными заведениями по всему миру ведется самая настоящая холодная война: их вычисляют и выдают им блек-листы, запрещающие проход в казино, игорные заведения вводят правила, затрудняющие счет карт, а счетчики в ответ разрабатывают новые сис­темы счета. С другой стороны, слух о том, что в блек-джеке игрок может получить преимущество над заведением, привлекает в казино множество самонадеянных дилетантов, так что, думается, игорные заведения не внакладе, иначе бы они уже давно изъяли блек-джек из перечня игр.

Вечный двигатель

Чуть ли не главной игрой в России с середины XIX века была рулетка. Есть несколько версий происхождения этой игры, которые, впрочем, не противоречат, а скорее дополняют друг друга. Само колесо рулетки, по всей видимости, изобрел французский философ и математик Блез Паскаль, пытавшийся сконструировать вечный двигатель. В азартных целях его изобретение впервые было применено в игре хока, популярной во французских казино XVIII века. Для игры в хока на колесо были нанесены 40 гнезд, 37 из которых были пронумерованы от 1 до 37, а оставшиеся 3 гнезда были отведены зеро. Делать ставки на зеро игроки не могли, и когда оно выпадало, все сделанные в этой игре ставки отходили заведению.
В том же XVIII веке существовало как минимум еще две игры, использовавшие изобретение Паскаля: чет-нечет и буль. Чет-нечет был упрощенным вариантом хока. На колесе также было 40 гнезд, только они были не пронумерованы, а поделены поровну: 20 гнезд были помечены буквой Е — чет, а другие 20 буквой О — нечет. Эта игра была особенно популярна у прекрасной половины английской арис­тократии. В игре в буль колесо напоминало большую чашу, по краю которой двигался шарик. Само колесо при этом было неподвижно.

А в ненастные дни
Собирались они
Часто;
Гнули — бог их прости! —
От пятидесяти
На сто,
И выигрывали,
И отписывали
Мелом.
Так, в ненастные дни,
Занимались они
Делом.


А. Пушкин. «Пиковая дама»


В середине XIX века французские братья Бланк сконструировали колесо с 37 гнездами, пронумерованными от нуля до 36. Так появилась нынешняя рулетка, от французского roulette — колесо. Чуть позже рулетка была вывезена в Америку, где к ней было добавлено еще одно зеро, точнее, дабл-зеро (00). Так появились две современные разновидности рулетки: европейская и американская. Примечательно, что в постсоветской России рулетка везде именовалась американской, в то время как, по сути, была европейской, то есть с одним зеро. Внятных объяснений подобной путаницы нет.

Фруктовая кража

Самое молодое изобретение для азартных игр — слот, или игровой автомат. Ему всего 120 лет. Его изобретателем считается живший в Сан-Франциско немецкий эмигрант Чарльз Фай. Первые автоматы он вручную собирал в своей домашней мастерской. Механизм автомата представлял собой три независимо крутящихся барабана с нанесенными на них цифрами и отверстием для опускания монет по 5 центов. Платежный механизм у автоматов отсутствовал, и выигранные деньги игрокам выплачивал хозяин заведения. Максимальная сумма, которую можно было выиграть на автомате в то время, были 10 монет по 5 центов.
Свои машины Чарльз Фай сдавал в аренду развлекательным заведениям за половину от прибыли. Автоматы довольно быстро стали популярными, Фай в 1896 году открыл фабрику по их производству и, по-видимому, надеялся стать монополистом в открытой им области. Однако в 1910 году предприимчивый американец Мортимер Миллз попросту украл один из автоматов Фая и, модернизировав его, отправился покорять Европу. Механизм его автомата состоял уже из пяти барабанов, но главное новаторство Миллза заключалось в том, что вместо цифр на барабаны он нанес фруктовые символы. Так на свет появился игровой автомат в его нынешнем виде, в дальнейшем он лишь впитывал технологические новинки своего времени. Так, в 1930 году пресловутую ручку, с помощью которой барабаны приводились в движение и благодаря которой игровой автомат получил прозвище «однорукий бандит», заменила обычная кнопка, а барабаны стали приводиться в движение при помощи электромотора. В 1975 году некто Уолт Фрейли создал игру Fortune Coin, которая являла собой первый видеослот, в котором физические барабаны заменил экран монитора.
С тех пор игры продолжают развиваться: улучшается графика, увеличивается количество выигрышных линий, появились «разбросанные» символы, бесплатные спины и самые различные бонусные игры. Выросли джекпоты (супервыигрыши), их теперь могут накап­ливать игровые автоматы со всего мира.
Начиная с 1981 года прибыли от игровых автоматов стали превышать прибыль от игровых столов. В 2006 году прибыль с игровых автоматов составила 65,8% от всей прибыли казино в штате Невада, а это более $8,3 млрд. Впрочем, думается, век игровых автоматов еще только начинается, поскольку их игры наиболее адаптированы для переноса на просторы интернета, а элемент личного контакта в них и так всегда был сведен к минимуму.

Внезапно Джеймс Бонд понял, что устал. Он всегда прислушивался к тому, что подсказывало естество, и доверял ему. Инстинкт помогал избежать пресыщения и предупреждал моменты, когда острота восприятия притупляется и растет риск наделать ошибок... Он представлял, как, вероятнее всего, пройдет завтра обычное собрание дирекции казино: «...Англичанин мистер Бонд вновь в выигрыше: ровно три миллиона за два дня... Мистер Бонд настойчив, умеет рисковать. Игра у него идет, да и нервы, похоже, крепкие. За вечер железка выиграла столько-то, баккара — столько-то, рулетка дала столько-то, на шарах, где очередной спад публики, соотношение один к одному».
Ян Флеминг. «Казино «Рояль»

Последний разрешенный

Ну и, наконец, покер, который только выиграл от изменения российского законодательства об организации азартных игр. В своем нынешнем виде эта игра появилась на свет в Новом Орлеане в 20-х годах XIX века. Впрочем, история игр — прародителей покера восходит к XVI веку, когда в Испании и Италии была популярна игра, в которой хоть на руки и сдавалось по три карты, включала в себя объявление ставок, а оцениваемые комбинации были: три одинаковые карты, пары, а также три карты одной масти, называемые флеш. Сама эта игра в Испании называлась primero, а в Италии la prime. При колонизации Америки игра была экспортирована на новый континент, мутировала в покер, а в Европу вернулась в 70-х годах XIX века, когда посол США в Великобритании представил английской королеве народную американскую карточную игру.
Будучи изначально игрой для клубов и салунов, покер лишь позже был заимствован для игры в казино. Отличие покера, в который играют в казино, в том, что игра идет между игроком и заведением. В клубном же, «настоящем» покере между собой играют игроки, а заведение лишь обслуживает игру, взимая за это определенный процент с нее. 
Известно несколько десятков разновидностей покера. Определенную иерархию среди них постепенно выстраивает проводящаяся с 1970 года мировая серия по покеру. Основной турнир мировой серии проводится по разновидности покера, называющейся «техасский холдем».
В 2007 году специальная комиссия Росспорта вынесла решение о признании покера видом спорта. Гонения на игорный бизнес этой игры не коснутся, а значит, вывески «Казино» по всей Москве уже в ближайшие дни будут заменены на новые — «Покерные клубы».



Баккара во французском и итальянском означает «ноль». Достоверно неизвестно, родилась она во Франции или Италии. Согласно одной из версий, итальянец Фальгуере создал игру на основе этрусского ритуала поклонения девяти богам, при котором бросок девятигранной кости определял судьбу девственниц. Если юной деве выпадали цифры 8 или 9, она становилась жрицей, если выпадали 6 или 7 — ей запрещали принимать участие в каких-либо религиозных обрядах, если она выбрасывала цифру меньше 6, она должна была утонуть в море. Схема игры примерно сохранилась до наших дней, только ставкой стали деньги, а не жизнь. Первоначально в игру играли колодой карт Таро. 

Железка была чрезвычайно популярна в России в начале XX века. В игре участвуют от 2 до 5 человек, в игорных домах — до 12. На каждого приходится по колоде карт из 52 лис­тов, которые смешиваются в одну колоду и тасуются. Каждая карта имеет свою «стоимость». Игроки делают ставки по особой схеме. Выигравшими сразу считаются 8 и 9 очков. Если игра продолжается, то выигрывает имеющий больше очков пос­ле прикупа.

Рекордный джекпот был зарегистрирован в 2003 году в игровом автомате Megabucks в одном из казино Лас-Вегаса. Счастливчик, игравший в тот момент за автоматом, выиграл $39,7 млн., которые ему выплачивали в течение нескольких последующих лет.




ФОТО FOTOBANK.COM/BRIFGEMAN, ALAMY/PHOTAS

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share