#In Memoriam

Умер Николай Петров

2009.07.01 |

Дусаев Олег

Известный пианист скончался в Москве на 69-м году жизни

061-46-1.jpg Народный артист СССР Николай Петров был одним из виднейших музыкантов не только в России, но и в мире. В апреле 2008 года The New Times опубликовал интервью с пианистом, в котором он предельно откровенно рассказывал о своем взгляде на жизнь и творчество


«Противно лизать сиятельные задницы!»

В день вашего юбилея открывается ваш фестиваль «Кремль музыкальный». Откуда такое название и откуда такая любовь к Кремлю?

Обо мне любят говорить, что я мафиози и устраиваю себе фестивали. Так вот, спешу расстроить: все это полная чушь! Я ничего не устраивал. Этот фестиваль родился по инициативе дирекции музеев Кремля — они обратились ко мне с просьбой организовать этот смотр. Что касается названия, то, извините, — это Кремль и в нем звучит музыка. Не ищите здесь политического подтекста.

Вы обласканы властью, разве не так? Что значит — я обласкан властью?

Вы не забывайте, что в советское время я в течение пяти лет был в положении невыездного, вычеркнутого из жизни, из профессии, из гастролей, потому что отказался участвовать в достаточно грязной антисемитской провокации Госконцерта.

Я отношусь к власти абсолютно толерантно. Считаю, что не нужно и очень противно лизать сиятельные задницы! К сожалению, противно это далеко не всем деятелям культуры. Однако в тот момент, когда к вам обращаются из коридоров власти с просьбой в чем-то поучаствовать, в чем-то помочь и что-то посоветовать, я считаю, отказываться неправильно, потому что люди, которые облечены властью, причем самой высокой властью, далеко не всегда компетентны в многочисленных достаточно деликатных и острых проблемах, которые связаны с культурой. Но задницу никому лизать не буду, и никто не скажет, что Петров когдалибо это попробовал.

Между прочим, я никогда не молчу, если не согласен. Например, долгие годы бьюсь об стенку, чтобы на конкурсе Чайковского было официально запрещено членам жюри представлять своих родственников и учеников. К сожалению, несмотря на то, что я был председателем на последнем конкурсе, мне это не удалось сделать. В течение десятков лет я говорю о том, что нельзя набирать такое количество пианистов на фортепианные факультеты российских консерваторий. Такая же проблема и во всем мире, пианистов некуда девать.

Все хотят быть Аллами Пугачевыми в попсе, но вы прекрасно знаете, какая там происходит драчка, и жор друг друга, и оппозиция против каждого, кто пытается приблизиться на два шага. Такая же точно ситуация и в классической музыке. Есть определенное количество пианистов, которые востребованы рынком. И то уже ячейки в этой обойме давным-давно заняты на годы вперед. Я считаю, что пианистов нужно принимать в два-три раза меньше, но отбирать при этом самых талантливых. Середнякам в ведущих консерваториях не место!

Может быть, проблема в том, что отсутствует внятная государственная политика в отношении музыки?

Нет никакой государственной политики. Я думаю, что это просто такой гуманизм — в кавычках. Я говорю о Московской консерватории, но такая же ситуация и в других учебных заведениях — и у нас, и за рубежом. 48 педагогов по фортепиано в Московской консерватории. Я считаю, что это много. И принимать по 55 человек в год на фортепианный факультет нельзя. Из этих 55 человек минимум 50 обречены на жалкую, нищую, голодную, ущемленную и полную разочарований жизнь.

О коррупции в классической музыке уже говорят открыто. Все платят: абитуриенты профессорам за поступление в консерваторию, на конкурсах взятки за премии…

Я не могу сейчас вам представить доказательства того, что кто-то кому-то платит деньги. А вот что на творческих соревнованиях часто гробят и заваливают наиболее талантливых — для того чтобы чей-то ученик или родственник получил высокую премию, это я считаю мерзкой стороной той самой коррупции. Я противник коррупции, но я не Дон Кихот и прекрасно понимаю, что мои желания остаются во многом несбыточными. Хотя есть и положительные примеры. В этом году я трижды был в жюри престижнейших международных конкурсов. И в Париже — на конкурсе Маргариты Лонг, и в Израиле — на конкурсе имени Артура Рубинштейна категорически запрещено представлять студентов и учеников, на обоих этих конкурсах были предприняты серьезные меры предосторожности. Например, в Париже мы весь первый тур просидели перед специальным экраном, чтобы не видеть, кто играет. А на конкурсе Рубинштейна даже не знали деталей биографии конкурсантов, видели только фамилию, страну и последнее место учебы. В отношении следующего конкурса Рихтера, к счастью, уже принято интересное решение — не допускать в жюри педагогов.

Вы не любите коррупцию, а сами говорите, что взятки инспекторам ГИБДД даете...

Миленький мой, что делать, все дают. Это конечно же ненормально. Просто в нашей стране любое наказание превращается в измывательство. Забирают удостоверение, потом вы должны ехать в какую-то сберкассу, писать тысячи цифр, возвращаться обратно, искать этого инспектора... Это издевательство над ни в чем не повинными людьми. И люди вынуждены откупаться от этих мздоимцев, потому что иначе — это сутки, прожитые зря. У нас большинство законов пишется таким образом, чтобы жулику и проходимцу было как можно легче выпутаться из достаточно безнадежной ситуации, а честным людям было как можно труднее добиться правды.

Правда ли, что в советское время вы из своих концертных поездок привозили запрещенную литературу?

Привозил. Очень много, и очень боялся. Совал в штаны и провозил. У меня дома была секретная полка с запрещенной литературой, где были и книги Солженицына, и книги Авторханова. К этой полке имели доступ только самые доверенные люди. К счастью, меня ни разу не поймали.

Почему вы не член партии?

Никогда в жизни не был и не буду. Я упорно много раз отказывался от предложений участвовать в этой банде. Мне, кстати, предлагали вступить в партию «Яблоко», но я отказался, потому что я резко выраженный индивидуалист.

Говорят, что ваша фамилия на самом деле не Петров?

Что значит моя фамилия не Петров? Да, мой папа еврей, но я никогда этого не скрывал. Феркельман Арнольд Яковлевич, он умер 15 лет назад. Мои родители развелись, когда мне было два года. Поэтому я воспитывался в доме матери, в семье моего выдающегося великого деда Василия Родионовича Петрова. И воспитание я получил в петровской семье. Поэтому было бы странно, если бы я носил другую фамилию.

Вас считают гомофобом, это правда?

Ну что делать… Я не люблю извращенцев. Но я не один — со мной Господь Бог. Мне совершенно безразлично, кто с кем, каким образом и в какое отверстие производит акт любви. Мне совершенно это все равно. Я только против фронды, против агрессии, против агрессивного гомосексуализма, который получил уже все, что только возможно, — захватил всю страну, телевидение, наши ведущие театры, эстраду, всех импресарио, весь балет, Госдуму. Им еще нужно ехать по улице, устраивать парады любви и сношаться на телегах на глазах у обычных людей — я против этого. И меня возмущает наметившаяся тенденция — церковные браки между гомосексуалистами. Хотя среди моих знакомых и даже друзей есть люди, которые принадлежат к этой когорте: рядом с ними я чувствую себя абсолютно нормально.

Вы состоятельный человек?

Я считаю себя сейчас, в лучшем случае, представителем среднего класса. Меня не радуют все те «сюрпризы», которые нам каждую неделю подбрасывают наши власти: налоги, рост цен, новые законы, от которых люди приходят в ужас еще до того, как они будут выпущены. 15 лет назад я считал себя весьма обеспеченным человеком, а сейчас никаких излишеств себе позволить не могу. Яхты Абрамовича и яйца Вексельберга — немного улавливаете разницу между мной и ними?

Вы конфликтный человек?

Конфликты исходят не от меня. Я никогда не затевал никакого скандала. Меня втравливали в ситуации, которые потом становились скандальными. Но это никогда не была моя инициатива. Я по своей сути человек беленький и пушистенький и никого не хочу трогать. Но не трогайте и меня.

Николай Петров — народный артист СССР, лауреат Государственной премии России, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, профессор Московской консерватории, президент Российской академии искусств. Был президентом Российского общества по смежным правам (1996–1997), председателем секции музыкального наследия в совете по вопросам культуры при президенте РФ (1994–2002), членом Комитета по Государственным премиям России (1994–2002).





Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share