#Культура

#Суд и тюрьма

Контрреволюционное кино

2009.07.01 |

Долин Антон

Ретрострелялка после «Дня выборов»

Дело Бейтикса. Приключенческое кино о гражданской войне в традициях «Своего среди чужих…» и «Хлеба, золота, нагана» представляет знакомую жанровую модель в формате негатива. Героями стали белогвардейцы, спасающие Николая II от расстрела, злодеями — беспринципные чекисты

Фильм «Господа офицеры. Спасти императора» — авантюрный, развлекательный, режиссер Олег Фомин не корифей авторского кино, а скорее профессиональный исполнитель заказанных проектов: будь то телефэнтези «Молодой Волкодав» или околополитическая комедия «День выборов», а теперь и вовсе ретрострелялка. Однако не верьте продюсерам, когда они скромничают: дескать, ни на что не претендовали, просто хотели доставить публике удовольствие. Претендуют они как минимум на содержимое ваших карманов, как максимум — на установку нового идеологического канона: революция — зло, а благо — монархия.

Опытные зрители вспомнят об эпохальных «Романовых» Глеба Панфилова: но тот красивый, статусный, блистающий позолотой фильм был сделан будто специально по заказу Московского кинофестиваля и вряд ли обращался к широким зрительским массам. Превращение царя и его домочадцев из кровопийц в мучеников закономерно и одобрено церковью. В самом деле, расстреляли практически без суда и следствия не последних людей, а заодно невинных детей — мало кто в наши гуманные времена подписался бы под тем приговором. В «Господах офицерах» ситуация подана под иным соусом. Собранный в спешном порядке белогвардейский спецназ пытается пробиться в захваченный красными Екатеринбург для спасения государя, а заодно России-матушки, живущей без царя в голове. Император как таковой на экране до последних кадров не появляется, да и там мелькает на правах бесплотного символа. Речь, конечно, не о горестной судьбе Николая Романова, а о великой идее царизма. О незримом руководителе, под началом которого все пошло бы на лад, если бы только удалось развернуть оглобли неумолимой истории, свернув ее скрипучую телегу на верную колею.

Хотя поведанный в фильме сюжет — плод вымысла изворотливых сценаристов, не основанный ни на каких фактах, в альтернативную реальность «Господа офицеры» не скатывается. По форме — эклектика, по сути — это чистый классицизм: кино не о том, как было, а о том, как должно было быть. И должно будет, если люди опомнятся и вновь приготовятся складывать головы за веру, царя (читай: «руководителя государства» — не все следует понимать буквально) и отечество. Этот неоднократно провозглашаемый с экрана лозунг — всего лишь упрощенный популистский вариант уваровской триады. Теперь многим эти три пункта кажутся еще более фундаментальными, чем полтораста лет назад. А что, спрашивается, плохого в идеалах, склоняющих к самопожертвованию во имя спасения Родины?

Необоримое чувство легкой гадливости, усиливающееся по мере просмотра этой душеспасительной кинокартины, возникает, скорее всего, с непривычки. Каждый член белогвардейского отряда будто сошел с рождественской открытки или пропагандистского плаката, напечатанного на аксеновском «Острове Крым» образца эдак года 1925. Командир — культурный и сдержанный мужчина с тщательно спрятанной психологической травмой, за аккуратными усиками которого прячется физиономия режиссера-постановщика Фомина. Марат Башаров предстал в образе гусара в белой рубахе, беспрестанно (в том числе в засаде или на собственном расстреле) поющего романсы под гитару и рубящего саблей товарищей по полку, посмевших неуважительно обойтись с проститутками. Александр Бухаров — красавец с живописным шрамом в поллица, твердым шагом идущий без прикрытия к окопам противника и под огнем пулемета (на удивление, бьющего исключительно мимо) обезоруживающий трусливых комиссаров. Сергей Баталов — седобородый есаул в папахе, всемирный дедушка с кинжалом за поясом.

Все — герои, все — молодцы. Даже бывший нигилист-бомбист, примкнувший к белым. Даже полковник-жандарм из охранки. Даже грузинский князь — джигит-позер со смешным акцентом. Даже картинно-картонная большеглазая девушка (Анна Азарова), которая и пистолет-то с трудом в руках удержит, но твердо знает, на кого его направить. Даже, прости господи, случайно попавшие в кадр цыгане, на свою беду давшие убежище заговорщикам. Даже обнаруженный в финале предатель, который опомнится вовремя. Каждый отважно отдаст жизнь во имя благой цели под тщательно-драматическую музыку Алексея Шелыгина. В самом конце, на титрах, инструментальные завывания сменятся вокальными — и когда-то воспевший батьку Махно Николай Расторгуев поручит погибших офицеров заботам ангелов господних.

А кто ж по другую сторону баррикад? По сути, лишь один персонаж: глава местной ЧК с нечеловеческой фамилией Бейтикс. Правда, есть при нем кронштадтский матрос в бескозырке и с пулеметными лентами через плечо — похоже, чисто русский человек. Наверное, именно поэтому он со временем переходит на сторону белых. А с Бейтиксом остается лишь подручный-китаец. Вот кто Россию-матушку погубил: иноземцы, ранее ошибочно называемые интернационалом. Анатолий Белый, которому поручена ответственная роль чекиста с нерусской фамилией, старается изо всех сил, чтобы карикатурный злодей хоть немного был похож на человека: туберкулезно кашляет, реквизирует у бандитов золото в пользу голодающих Петербурга, даже с барышнями любезничает. Но на поверку все-таки оказывается чистой мразью, беспринципной и психованной, мечтающей лишь об одном: стереть такие понятия, как «честь» и «человеческое достоинство», из памяти соотечественников.

В советские подцензурные времена возникали вдруг на экране задумчивые булгаковские белогвардейцы в «Беге» и «Днях Турбиных», вся страна плакала над участью романтического Высоцкого и его коня в «Служили два товарища». А теперь в одночасье закопали разом всех комиссаров — излюбленных героев советского кино, на котором с таким удовольствием паразитирует Фомин. Наверное, именно поэтому один изверг Бейтикс на фоне картонных царелюбцев неожиданно вызывает симпатию. А может, этого и добивались, и перед нами — хитроумная реабилитация ЧК, которую зритель теперь заново полюбит, так сказать, «от противного»?..

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share