#Политика

Театр Сталина

2009.08.26 |

Артур Соломонов

Адольф Гитлер появляется на самом верху лестницы. Кашляет и, не удержав равновесия, кубарем катится вниз. Теряет дар речи перед юной Гретхен. Cтрадает запором, а потому всегда серьезен. Порой начинает верещать что-то про евреев и чистоту арийской расы, источая ненависть и брызгая слюной — такой маленький цветочек зла. «Великого сына немецкого народа», как называл себя Гитлер, играет Гетц Шуберт в спектакле Mein Kampf на сцене Берлинского театра имени Горького...

...Иосиф Сталин — человек глубоко верующий и бо-о-ольшой художник. И серьезный ученый: генетику уважает. Словом, в глубине души ценит все, что уничтожил. В порыве открывает свой истинный облик: «Я — ласточка». Ласточку-тирана играет Игорь Кваша в «Современнике». И спектакль называется соответствующе — «Полет черной ласточки». А вот еще один фюрер: получеловек-полупес заходится безудержным лаем, складывается в свастику, высовывает багровый язык и жарко дышит, а через секунду выстреливает в толпу очередью нацистских лозунгов. Его играет Мартин Вуттке в спектакле театра «Берлинер ансамбль» «Карьера Артуро Уи».

Иосиф Сталин в исполнении Сергея Юрского в спектакле «Вечерний звон» театра «Школа современной пьесы» — фигура настолько неоднозначная, что, думаю, даже создатели спектакля теряются в догадках, что же он за существо…

Театральную галерею тиранов, немецкого и советского, можно описывать до бесконечности. Но кардинальные различия можно отметить во всех интерпретациях: Гитлер в немецком театре напрочь лишен мистического ореола, он лишь главный палач в стране, где миллионы согласились стать убийцами. Нация сделавшая чувство вины едва ли не национальной идеей, не может воспринимать диктатора иначе.

Наш театральный Сталин окружен инфернальным ореолом. Он один творит дела благие и кошмарные, он один за них в ответе, он — отец. Все его преступления имеют высокий смысл. Его личность, его деяния с наибольшей очевидностью являют относительность понятий «добра» и «зла». В современном театре есть только один Сталин, сыгранный с ненавистью, — это Коба Юрия Любимова в спектакле Театра на Таганке «Шарашка». Все остальные интерпретаторы отправляются в метафизические высоты. Пытаясь разгадать тайну отношений вождя и народа, охватить взором противоречивую личность диктатора, они попадают в ловушку: их позиция становится очень мутной, а мысль смиренно замирает перед феноменом Иосифа Сталина. Наш театральный Сталин — свидетельство того, сколь мутны наши представления о собственной истории; что вопрос, оправдывает ли цель средства, в общественном сознании не решен; что главное — масштаб деяний, а не их моральная составляющая. И что велика наша тоска по самодержцам.

Однако у немецкого покаяния и культа чувства вины есть парадоксальные последствия. Теоретик искусства Борис Гройс цитировал берлинскую газету, где утверждалось, что человек, не рожденный в Германии, не может стать ее гражданином, поскольку не обладает чувством вины. Таким образом, любой немец теперь приходит в этот мир как трагическая фигура. А чувство вины парадоксальным образом оказывается фундаментом для ощущения исключительности нации. В театре этот парадокс проявился в творчестве одного из лучших режиссеров Европы Франка Касторфа. Немецкий характер, история, нравы подвергались обстрелу из всех орудий, и яростное отрицание становилось утверждением высшего смысла всего немецкого, которое нужно очистить, проведя через огонь неприятия и ненависти. Так антинационализм оказывается скрытой формой национализма.

Но нашему общественному сознанию и искусству до таких парадоксов еще далеко. Наш театральный и кинематографический Сталин (а вместе с ним и его империя) — неуходящая натура. Мы словно проверяем: а ну как наше прошлое никуда не ушло, а лишь притаилось? Судя по всему, мы примеряем это прошлое без опаски.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share