#Культура

«В самом конченом человеке можно обнаружить свет»

2012.03.17 |

Галицкая Ольга

Кинорежиссер Слава Росс — The New Times

«В самом конченом человеке можно обнаружить свет». Режиссер Слава Росс прославился еще студентом, когда снял короткометражный фильм «Мясо». Эту картину англичане включили в диск «Лучшие короткометражки мира», а многие киношколы — в обязательную программу обучения. Фильм Росса «Сибирь. Монамур» номинирован на премию «Ника-2012» в категории «лучший фильм»

56-1.jpgСлава, у «Сибири» уже 30 фестивальных наград. Ты доволен, что она выдвинута на «Нику»?

Скорее удивлен. Не было толкового проката, никакой рекламы, ни одной критической статьи. Зато зрительских отзывов было много.

Сейчас, после проката, фильм идет на разных площадках без всякой рекламы. Приходят люди?

Очень много. В Библиотеке киноискусства им. Эйзенштейна недавно было два показа, толпа, гораздо больше зрителей, чем может вместить зал. Хотят смотреть наше кино.

Тяжелая любовь

Как ты относишься к упрекам, что в твоем фильме слишком сгущены краски, что нет у нас до такой степени несчастных людей и разрушенных деревень?

На самом деле все гораздо хуже. Художественное обобщение все-таки заключает в себе надежду. В реальной жизни полный кошмар и ужас. Пьют, не приходя в сознание. Начинают с утра, и так каждый божий день. Деревни превращены в мусорную свалку, заниматься людям нечем, безнадега и беспросветность.

Деревню Монамур ты придумал?

Названия Монамур, Париж, Бистро не вымышлены. Говорят, что казаки, которые в 1812 году вошли в Париж, вернувшись, начали давать деревням такие названия.

В сюжете есть реальная подоплека?

Нет, все выдумано. Но она реальная, эта история, потому что сложена из того, что я сам видел. Идея, которая в ней заложена, мне очень важна. Есть такие слова в старинной молитве: не говори мне, что Бог справедлив, если так, я погибну. То есть если воздать нам за дела наши, то все мы погибнем. Но милосердие выше справедливости. Об этом мы хотели рассказать. Все персонажи в моем фильме аккумулировали мой жизненный опыт — все, что я успел повидать, с кем общался, о чем размышлял. История страшная, но там много любви. К моему большому счастью, зрители это чувствуют. Понимают, что тут есть надежда продраться через грязь и мрак, что в самом конченом вроде бы человеке можно обнаружить свет и чистоту.

Друзья и Люк Бессон

Что было самое трудное в работе над картиной?

Каждый день надо было находить 43 тыс. рублей, чтобы группа могла выехать на съемочный объект. Был такой трогательный момент: я сижу совсем никакой после съемок, ко мне приходит Гриша Пушкин, художник-постановщик, и спрашивает, когда завтра едем снимать? Говорю: не знаю, Гриша, денег нет. Он ушел, потом вернулся и дает мне 16 тыс. рублей, собрал у своих художников. У нас к тому моменту за неуплату забрали свет, увезли часть аппаратуры, половина съемочной группы уехала.

А почему вообще такая ситуация сложилась?

2008 год был. Всех так бабахнуло. Мы запустились, уехали в экспедицию, и через десять дней начался кризис. Паша Скурихин, главный продюсер, говорит: денег нет, но пришлю тебе охранников. И прислал двух здоровых мужиков, потому что каждый день бандиты приходили разбираться с нами насчет платежей. Съемки растянулись на два года.


Есть такие слова в старинной молитве: не говори мне, что Бог справедлив, если так, я погибну. Если воздать нам за дела наши, все мы погибнем. Но милосердие выше справедливости


И как справились?

Друзья помогли, товарищи. Вложились своими деньгами. И Скурихин сказал: закончим фильм на мои деньги. А на самом деле еще съемки важные оставались, плановая экспедиция в Красноярск, весь постпродакшн. Но он так решил, и мы это сделали. А потом наши французские партнеры, которых мы сами нашли, показали материал фильма Люку Бессону. Он посмотрел и сказал: это замечательная картина, мы ее берем для дистрибуции. Потом мы с Люком встретились. Он сказал мне: «Впервые русское кино меня настолько поразило». И мы стали работать в его студии в Нормандии, делать цветокоррекцию, звук. Я жил в его поместье XVII века, с лесом, где олени, зайцы, кабаны. На доме висят таблички с именами тех, кто работал там над своими фильмами — Клинта Иствуда, например. Мне сказали: «Когда ты уедешь, здесь появится и твоя табличка: «Сибирь. Монамур. Режиссер Слава Росс».

Главная награда

Какой из призов фильма для тебя был самым приятным?

В Испании на фестивале в Оруэнсе главный приз нам присудили в мой день рождения. Я об этом узнал по скайпу, сам не смог прилететь. Там наградили и Колю Козака, за лучшую мужскую роль, дали нам приз зрителей и главную награду. Еще на одном испанском фестивале приз мне вручал Ян Харлан, продюсер Стэнли Кубрика. Там была жара, зрители уже устали. Когда я вышел последним получать Гран-при, предложил им: давайте я ничего не буду говорить, а просто вам станцую. Все зааплодировали, были счастливы. И я тоже.

Ну да, ты же артист.

Был когда-то актером в Новосибирске в театре «Красный факел». Но сначала поступил с друзьями за компанию в Водный институт на судомеханический факультет, должен был по Оби ходить. Я был тогда страшный раздолбай, со второго курса меня хотели отчислить, но я уперся, сессию сдал, восстановился и… бросил институт. Пошел работать на кирпичный завод. Понял, что такое рабский труд. Это когда ты с тачкой, груженной кирпичом, толкаешь ее по рельсам в сушильные сараи, а она неподъемная. Прекрасный опыт, очень мне пригодился. А театр в моей жизни случился из-за того, что школьником занимался в театре-студии.
56-2.jpg
Петр Зайченко в роли деда-старовера в картине «Сибирь. Монамур» также выдвинут на «Нику» (в номинации «лучшая мужская роль»). Режиссер-постановщик считает, что это «актерская работа высочайшего уровня. Тем более непростая, что у него почти нет слов, только поступки. И ему веришь абсолютно»

И как складывалась твоя актерская жизнь?

Театр меня увлек, семь лет отработал, играл Треплева, Ромео, другие ведущие роли. Все у меня было хорошо. Настолько, что неприятно было людям. Так бывает. Пришел новый главный режиссер, и ему тоже, наверное, стало неприятно, он мне новых ролей не давал. Тогда я решил, что неприлично мужчине сидеть и ждать, пока что-то изменится, надо самому все менять. И ушел из театра.

В полдень

И что дальше?

Сначала вписался в один театральный проект, в Америку съездил, сыграл Ричарда Львиное сердце в пьесе «Лев зимой» — благодаря Кэтрин Кросби, актрисе, жене голливудского артиста Бинга Кросби. Она приезжала к нам в Новосибирск играть Чехова, мы с ней участвовали в спектакле «Чайка», подружились, она пригласила меня в Штаты. Кэтрин дала мне агента, мы с ним подписали контракт. Но ничего путного из этого не вышло. И я уехал в Москву, в свои 33 года решил поступать во ВГИК и поступил сразу, без всяких протекций. Думаю, потому что в моей жизни уже было много разного опыта, злоключений всяких, и я уже ничего не боялся. За шесть часов на экзамене написал шикарный сценарий. И сейчас уверен, что он прекрасный.

О чем?

Задание было «Полдень», не просто время суток, а суть рассказа. Получилась история про актера, который все бросил, уехал в Америку, в Техас, там он тоже никому, естественно, не нужен. Он в полдень один в доме, который купила ему пожилая любовница, она уехала, в доме ничего нет, ни еды, ни питья, жара страшная, а он с похмелюги жесточайшей, ему плохо, он вспоминает все, что было в его жизни, оставленную семью… Хорошая история, возможно, я ее использую в своем новом сценарии.

Над которым сейчас работаешь?

Да. Это будет англоязычная картина, снимать собираюсь в Америке. Об эмигрантах, об одиночестве. Русских там два персонажа, главный герой — англичанин, еще один из Мексики. Еще у меня есть большой проект со съемками в Китае, Монголии, в Забайкалье. И сделаю обязательно семейный фильм «Приключения Васи Куролесова» по книге Юрия Коваля. Но сначала фильм об эмигрантах, я назвал его «Догги», собачка.

И в «Сибири. Монамур» у тебя собаки, правда, страшные очень, волков играют. А у тебя самого есть собака?

У меня кот есть. Шон зовут. Полное имя Шон Пенн Росс.


Слава Росс

Кинорежиссер, сценарист, кинопродюсер, актер театра и кино. Родился в 1966 г. в Бердске Новосибирской области. Окончил Новосибирское театральное училище. В 1989–1996 гг. работал в Новосибирском драматическом театре «Красный факел». Окончил также режиссерский факультет ВГИК (мастерская Владимира Хотиненко). В 2002 г. снял свой первый короткометражный фильм «Мясо», который получил 27 международных наград. Автор двух полнометражных фильмов — «Тупой жирный заяц» (2006) и «Сибирь. Монамур» (2011).
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share