#Комплексы

Вернись, Пышка!

2012.05.06 |

Холина Арина

Вернись, Пышка! Многие фобии и комплексы, известные в современном мире, с глобализацией добрались и до нас, и уже нельзя делать вид, что их не существует. The New Times открывает новую рубрику, чтобы разобраться с психологическими проблемами века

C модой на гипертрофированную худобу пытаются бороться во многих странах. Израиль только что первым принял закон, который запрещает моделям весить меньше 60 кг (при росте 180), а реклама обязана сообщать, если девушки «уменьшены» с помощью ретуши.

Гетто для толстых

«Моей дочери 11 лет, она весит 53 кг, на 20 кг выше нормы для ее возраста, — рассказывает москвичка Екатерина Пономарева. — В школе ее дразнят толстухой, идет настоящая травля. В переходном возрасте девчонки очень озабочены внешностью. Печально, что информация, которую они получают из модных журналов и с экрана телевизора, не допускает никакой инакости».

Считается, что лишний вес — признак болезни. И часто это так. Однако — что такое лишний вес сегодня? Медики считают критическим индекс массы тела 25, то есть примерно 75 кг на 170 см роста1. При этом миллионы людей прекрасно живут с таким или даже большим индексом: они здоровы и хорошо выглядят. Бет Дитто, британская суперзвезда, весит не меньше 100 кило — и выступает в шоу, танцует, даже раздевается на сцене. Самая популярная в мире певица Адель не похожа на больную, но при этом весит раза в полтора выше «нормы». Но если судить по модным журналам, лишнее — это все, что больше европейского 34-го размера (наш 42-й). Израильский фотограф Ади Баркан (один из инициаторов законопроекта) сказал, что если 15–20 лет назад нормальным размером моделей, которых он снимал для журналов, был 38-й, то «сейчас это 24-й» (да есть ли такие размеры вообще?).

Гламурный фашизм

Историк Александр Васильев объясняет моду на худышек тем, что движение метросексуалов2, «случившееся» в конце XX века, сделало мужчин гораздо более стройными и утонченными. «Женщина не может выглядеть рядом с таким мужчиной толстым бочоночком. Естественно, что модели старались выглядеть еще стройнее, чем того хотели дизайнеры. Поэтому даже изуверские параметры, которые в свое время предложил кайзер высокой моды Карл Лагерфельд (90–60–90), показались многим слишком массивными. Захотели иметь бедра поуже, талию уже не 60, а 55 (при росте 180!), и это движение анорексичных моделей получило в моде название pro ana, что значит про-анорексия3. Движение было очень популярно, некоторые манекенщицы падали в обморок и даже умирали от истощения».

Стереотипы формируются кино, телевидением, журналами, то есть носителями рекламы. В начале XX века вкус развивали писатели (Эмиль Золя с его дородной «Нана»), художники (Пьер Ренуар и его пышные «Купальщицы»), актрисы (Сару Бернар сложно назвать изможденной) — и у них не было цели привлечь внимание к помаде или духам. А сейчас, как пишет колумнист The Guardian Сюзи Орбах, мы каждую неделю видим от 5 до 10 тыс. изображений с тощими глянцевыми красавицами (и это без учета интернета). При этом в Англии 88% одежды покупают в размерах, которые никогда не увидишь на подиумах (больше 42-го русского), но журналы не публикуют подобные фото, так как это означает бунт против рекламы.

Страшнее аборта

В Англии проблемой опасной моды занимаются члены парламента: по их сведениям, каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина впадают в депрессию при мысли, что их тело несовершенно. Еще при Тони Блэре сформировали правительственную комиссию, которая занимается делами женщин и равноправия. Линн Феревстоун и Джо Свинсон, члены парламента, разработали программы «За реальных женщин», «Кампания за уверенность в собственном теле». Это они добились от рекламной ассоциации, чтобы убрали рекламу с Джулией Робертс и Кристи Терлингтон, в которой этих прекрасных актрис отретушировали до того, что не видно было пор на коже. Комиссия занимается просвещением в школах, настаивает, чтобы магазины продавали полный размерный ряд одежды, а не его кастрированную версию, чтобы компании публиковали достоверную рекламу. Линн Феверстоун считает, что давление на женщин со стороны рекламы и медиа угрожает не только физическому, но и душевному здоровью.

У нас проблема стоит не менее остро. Социолог Ольга Бурмакова, эксперт по гендерным проблемам, говорит, что желание женщин соответствовать глянцевым стандартам доходит до абсурда. В прошлом году в России проводили исследования об отношении к контрацепции, и опросы показали, что женщины боятся гормональных средств не потому, что те вредны для здоровья, а потому, что боятся потолстеть. «Абортов боятся меньше, чем полноты, — сокрушается Бурмакова. — Но еще 50 лет назад журналы предлагали совсем другие идеалы. Образцом была Мэрилин Монро, барышня пышная, и женские издания, наоборот, советовали, как набрать вес, чтобы выглядеть здоровой». А теперь девушки подражают дистрофичной модели Снежане Онопко.

Долой диеты!

Сюзи Орбах, психоаналитик и журналист, автор книги «Тела», считает, что женщины должны выбирать примером для подражания не тощих моделей, а Кристину Хендрикс, звезду сериала Mad Men, которая очень сексуальна и явно не страдает пищевыми расстройствами вроде булемии4 или анорексии. Кстати, Mad Men и другие фильмы и сериалы о 50–60-х годах стали очень популярны в наши дни не на ровном месте. После 20 лет моды на тощих, болезненных женщин повальное увлечение ретро — не просто виток моды,
а желание обратиться к временам, когда женщина имела право есть сколько
пожелает. Ретро делает популярными винтажные магазины, но в них трудно найти размер меньше 40-го европейского (наш 48-й).

Но главное, что стоит за всеми законами, программами и митингами, — это новая толерантность, которая подразумевает, что каждый человек — особенный не только внутренне, но и снаружи и что нет единого правила, как мы должны выглядеть, чтобы считаться привлекательными.


Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share