#Internet

#Политика

ЖЖ попал в СУП

2009.09.29 |

Быковский Егор

Сто дней одиночества. Компания «СУП» купила весь LiveJournal у SixApart. Что ожидает блоггеров?

Егор Быковский
главный редактор Vokrugsveta.Ru

Давно это было, очень давно. Так давно, что это помнят лишь самые древние старики. Это было тогда, когда интернет был еще маленьким, а компьютеры — большими. На дворе стоял февраль 2001 года, мрачный и зябкий. Автор этих строк как-то заехал к своему старому приятелю Саше Гагину; тот до такой степени был погружен в новую сетевую «штуку», что даже в радушного хозяина играл как-то вскользь, по обязанности. «Смотри, — потащил он меня к компьютеру, — вот что Лейбов (r_l) нарыл в Сети через Вербицкого, ты только глянь! LiveJournal называется, потрясающе удобная вещь».

Семь лет LiveJournal

Миша Вербицкий на своем сайте (слово «блог» в обычай еще не вошло) imperium.lenin.ru из заокеанского далека написал 22 декабря 2000 года: «blog.http://www.livejournal.com/. Ради таких сайтов и существует интернет, да. Там типа люди круглосуточно сидят и про себя рассказывают, сотнями». 22 декабря для меня был днем, в который я всегда приносил маме букет со словами «спасибо, что родила меня, а не кого-нибудь другого». Потому и к виртуальному предложению Вербицкого, по некоей смутной аналогии, я отнесся благосклонно и завел себе аккаунт на LiveJournal — хотя его польза была тогда совершенно неочевидна. Ну еще один blogger.com, подумаешь. В тот момент пользователей ЖЖ было 70 тысяч, из них человек тридцать русских. Сейчас их, соответственно, 17 миллионов и почти полтора миллиона. Ну а кто ж знал-то тогда, что так повернется.

Как-то годы спустя мы сидели с создателем LiveJournal Брэдом Фитцпатриком, лениво цедили кофе из дурацких американских бумажных стаканчиков, положив, как у них там принято, ноги на стол, и он сказал мне, что вообще не рассчитывал ни на какой успех. И что он делал просто удобную штуковину «для себя». И ни о каких миллионах пользователей даже не думал. Случайность, мол.

Прошло почти семь лет. Теперь практически никому не нужно объяснять, что такое блог и ЖЖ; дневниковых хостингов на просторах Сети в целом и Рунета в частности не счесть; люди, до того мышку боявшиеся в руки взять, заводят себе сетевые дневники и «френдов»; наконец, «русская» часть LiveJournal стала одним из самых влиятельных (и читаемых) российских СМИ, цитируемых в офлайновой прессе и по телевизору. Мы к этому привыкли. И привыкли к ощущению того, что LiveJournal — абсолютно свободное самоорганизовавшееся сообщество, в котором никто никому ничего не должен. Это оказалось не так, и мы в этом убедились.

Мечта маркетолога

В прошлом году гром грянул в первый раз. Американская компания Six Apart, владелец LiveJournal, продала права на обслуживание и показ рекламы в «кириллических» дневниках ЖЖ российской компании «СУП», основанной Александром Мамутом. А теперь «СУП» и вовсе купил весь LiveJournal у Six Apart. Сумма сделки не разглашается; полагаю, что она и не будет явно разглашена ввиду ее не поражающего воображение размера. Не исключено, что сделка и вовсе не включала в себя денежную составляющую. Six Apart явно стремился избавиться от актива, который толком не знал, как использовать и кому продать.

В Штатах (да и не только там) есть бизнесмодель, которую инвесторы метко называют «и я тоже». Настиг сокрушительный успех какой-нибудь очередной YouTube — и рядом моментально появится еще полдюжины видеохостингов. Паре из них повезет: ведь если YouTube куплен Google за полтора миллиарда долларов, то всякие Yahoo! и «Майкрософты» тоже непременно возьмут себе по штучке, верно? Остальным заслуженно не повезет. LiveJournal был среди самых что ни на есть пионеров блог-хостинга, но ему не повезло незаслуженно. В Америке он теперь среди аутсайдеров. Ну что такое 17 миллионов пользователей? Вот у MySpace больше 70 миллионов, это да. Даже у новенького FaceBook — почти 35.

А «СУПу» в таком случае зачем LiveJournal? А это совсем другое дело. Мы-то с вами — в России. Взглянем на цифры. В настоящий момент в русскоязычном сегменте «Живого журнала» насчитывается 1,34 млн аккаунтов. Его посещает почти 700 тысяч человек в день. Недельный охват аудитории, по данным TNS Gallup, — 1,347 млн человек (а у «Рамблера», например, 2 млн — разница не кардинальная). Каждый пятый посетитель — руководитель. Более 50% аккаунтов принадлежит мужчинам. Мечта маркетолога и инвестора. Но самое главное даже не это.

Собственный блог или ЖЖ?

«Живой журнал» принадлежит к тому сорту проектов, в которые не нужно вкладывать большие деньги (в отличие, скажем, от качественного СМИ). Его содержимое, «контент», создают сами пользователи совершенно бесплатно. А владельцы платных аккаунтов даже, наоборот, платят за свое право этот контент создавать. Конечно, этот плюс относительно небольших расходов — палка о двух концах. Ведь если контент создается сам по себе, значит, его (в отличие от того же СМИ) никто не контролирует, верно? Отсюда страхи инвесторов и рекламодателей: «Где появится наша реклама?» Отсюда же и страхи тысяч, десятков тысяч пользователей: «Если кто-то всерьез решил делать деньги на ЖЖ, то этот кто-то неизбежно попытается контролировать контент. Если контролировать контент, то, очевидно, и пользователей в какой-то степени. Пользователи — люди. Контроль над людьми — это Лубянка. Спасите, помогите, убивают, караул!»

Спокойно. Лубянка у нас с вами под боком, это верно, но что русский, что американский LiveJournal принадлежат компании LiveJournal Inc., расположенной в Калифорнии (США) и действующей согласно тамошним законам. Просто ее владельцы теперь — не американцы. А мы с вами, конечно, живем в России и обязаны вести себя согласно российским законам. Поэтому, если хочется непременно шептаться о секретном, частном и приватном, то это в любом случае лучше делать не в публичном дневнике в интернете. Пишите в тетрадочку и кладите ее под подушку. Приглашайте друзей на кухню. Наконец, если из Сети уходить не хочется, заведите себе собственный блог на собственном сервере; это обойдется примерно в те же деньги, что и платный аккаунт в ЖЖ.

Что будет дальше? А дальше «Живой журнал» будет одним из самых крупных игроков на рынке социальных сетей, и «СУП» наконец начнет возвращать потраченные средства. Полагаю, что нынешние владельцы ЖЖ сделают упор на построение больших сообществ; знаменитые же блоггеры-тысячники постепенно уйдут от греха на собственные блоги, ограничившись лишь трансляцией их контента в ЖЖ. А незнаменитые блоггеры вообще не станут задумываться, кому принадлежал и принадлежит LiveJournal — просто будут регистрироваться там, где уже «сидит» большинство их друзей. Топ-менеджеры «СУПа» тем временем, отпраздновав сделку, опубликовали 100-дневный план развития ЖЖ, предполагающий серьезные изменения интерфейса и функциональности. Те, кто уже собрался уходить, замерли на пороге, полуобернувшись. Посмотрим. Подождем.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share