#Культура

#Политика

Жесты женщины

2009.09.30 |

Дусаев Олег

«Фламенко — это не только платье в горошек».
Это целая культура — песенная, танцевальная, музыкальная. «Жесты женщины» — так назвала свой спектакль звезда испанского фламенко Мерседес Руиз. Гастрольный график обладательницы самых престижных наград в области танца расписан на три года вперед. В Москве Мерседес Руиз нашла время для одного спектакля и одного интервью

Мерседес Руиз — Олегу Дусаеву

Человек рождается для того, чтобы умереть — это философия всей испанской культуры. Смерть — величайшая тайна, которая волнует воображение каждого художника. Мы живем, как сказал Гарсия Лорка, «от первого плача до первого поцелуя». Испанец не боится смерти. Вы видели, как на корриде тореадор играет с ней? Ему плевать на нее! Смерть — это не стена, за которой ничего нет, это лишь пелена тумана, сквозь которую нужно пройти каждому человеку.

Ваш спектакль называется «Жесты женщины». Почему?
У нас женщина — это сердце мира, владычица, вечно царящая в бескрайних просторах тоски. Именно поэтому я создала спектакль с таким названием. В нем воплощение этой тоски. Заметьте, не печаль, не томление, не душевная боль — непостижимая тайна женского мира, женской судьбы, любви и смерти.

Как вы начинали заниматься фламенко?
Человек рождается для фламенко — я абсолютно в этом уверена. Может, именно поэтому я начала так рано — в четыре года. Изначально была внутренняя потребность, предназначение. Кстати, в моей семье никто не любит фламенко. Моя мама — домохозяйка, папа — повар, и все заняты своим делом. Во мне неведомо кем заложена любовь к ритмам, к гитаре. Это как жемчужина внутри раковины, ты не знаешь, в какой она. Фламенко — это моя судьба.

Что происходит на сцене во время танца? О чем вы думаете?
Когда танцуешь, ни о чем не думаешь. В этот момент я сама себе неподвластна. Мной овладевает — и это невозможно объяснить — миг любви, миг смерти. Неистовство, которое рождает мой танец. Поэтому каждый раз он новый. Если будешь об этом думать, моментально потеряешь все. Конечно, искусство фламенко требует особой техники, которая отрабатывается годами и позволяет именно в момент выступления погрузиться в магию импровизации.

Фламенко занимает всю вашу жизнь?
Я жертвую многим ради фламенко. Каждый мой день расписан по минутам. Это репетиции, концерты, занятия с учениками, мастер-классы. Я прихожу домой поздно ночью, и опять мои мысли только об одном. В редкие минуты отдыха я слушаю музыку.

Какую?
...Фламенко. (Смеется.) Еще очень люблю зажигательные бразильские ритмы и любую музыку, где преобладает перкуссия. Я забыла сказать, что иногда смотрю кино. К моему стыду, я люблю фильмы очень женские, мелодрамы, сериалы и всякие другие, где нет насилия.

Ваш любимый актер?
Джордж Клуни. (Смеется.)

У вас трудный характер?
Немного сложный, но очень сильный. Конечно, есть слабости: я легко раздражаюсь и моментально впадаю в ярость. Однако от этого почти никто не страдает, кроме моего жениха. Мой любимый — гитарист, который всегда со мной.

Каков сейчас интерес к искусству фламенко в самой Испании? Это только для туристов?
Ну что вы! Это глубокое искусство, которое существует на разных уровнях. Фламенко — это не только платье в горошек. Конечно, вы не увидите подлинное фламенко в казино. Разные уровни — разные задачи. Те, кто увлечен этим великим искусством понастоящему, не говорят об этом. (Смеется.) Они просто танцуют. У танца нет материи, нет плоти. Танец — искусство перевоплощения. Твои идеи, мысли, чувства рождаются в другом измерении, не соприкасаясь с внешним миром, оживая в вихре музыки и ритма.

Вокруг вас кипит другая жизнь. Политики принимают решения, от которых зависят судьбы многих людей, в том числе и ваша. Интересуетесь ли вы политикой?
Не понимаю политики, не разбираюсь в ней и не хочу разбираться. Главное, что каждый человек должен быть свободен, это я считаю очень важным. Я заявляю о своей свободе в танце. Конечно, я в курсе каких-то политических проблем, но максимум, что я сделаю, это обсужу их в кругу своей семьи. Когда выхожу на сцену, вся земная суета уходит на второй план. Зрители вместе со мной попадают в иной мир, где, конечно, есть проблемы, но не те, которым подчинена их повседневная жизнь. Ваши впечатления от России? Мне очень приятно то, как русские люди отзываются на искусство фламенко. Многие думают, что русские — очень закрытые и даже в чем-то холодные. На самом деле вы очень свободолюбивый и темпераментный народ. Мне кажется, именно поэтому фламенко принимают здесь с таким восторгом. Вы так и не ответили — что такое «Жесты женщины». Мои жесты — жесты женщины, возвышенные и правдивые. Выходя на сцену, скрестив руки на груди и повернув лицо к звездам, я словно жду знака с небес… И когда внутри меня вдруг загорается огонь, я понимаю, что настало время забыть обо всем и подчиниться неистовому духу фламенко.

Мерседес Руиз — признанная звезда в Испании и во всем мире. Одна из самых известных танцовщиц фламенко, хореограф, постановщик. Обладательница престижных наград в области танца. В данный момент в ее репертуаре три собственных спектакля, которые были восторженно встречены критикой. Это «Dibujos en el aire» («Рисунки в воздухе», 2003), «Gestos de mujer» («Жесты женщины», 2004) и «Junca» («Хунка», 2007). Мерседес Руиз постоянно проводит мастерклассы по технике танца фламенко в разных странах мира. Ее по праву считают одной из тех исполнительниц, которые определяют будущее фламенко.
Фламенко — род традиционных лирических песен, сольных танцев и гитарной музыки из Андалусии. Происхождение неясно: на этой территории на протяжении 2500 лет скрещивались различные культурные влияния Востока, что и определило подчеркнуто восточный облик фламенко, который отличает его от остального испанского музыкального фольклора. Этимология слова «фламенко» неизвестна. Музыка фламенко весьма разнообразна; характерный ритмический «контрапункт» к мелодиям создается благодаря пристукиванию каблуками и прищелкиванию пальцами. Песни сопровождаются игрой на гитаре или нескольких гитарах и предваряются вступлениями, часто весьма обширными. Стили фламенко различаются ритмическим рисунком. Наиболее популярные — тона, солеа, фанданго и сегирийя — относятся к категории канте хондо. Вторая категория — это канте фламенко (включает в себя пение, танцы, игру на гитаре). Фламенко оказало большое влияние на многие танцевальные и музыкальные стили всего мира.
Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share