#Культура

#Политика

Век Игоря Моисеева

2009.10.14 |

Шамина Лидия

Ушел из жизни великий хореограф ХХ века Игорь Моисеев,
создатель всемирно известного Государственного академического ансамбля народного танца. Родившийся в 1906 году, Моисеев прошел через весь двадцатый век с его революциями и войнами. В последние годы он не давал интервью. Однако одной из его артисток удалось задать Игорю Александровичу несколько вопросов на репетициях


Игорь Моисеев в партии Мато из балета «Саламбо». 1932 год

Игорь Моисеев — Лидии Шаминой

Как вы считаете, почему ансамбль так успешен много лет?
Бывают неудачники — как ни повернешь, все не так получается. А есть удачники — как ни повернешь, все хорошо. Мне на этот счет всегда везло. Возможно, еще и потому, что я с юности усвоил одну вещь: никогда нельзя собой восхищаться. Чуть успокоился — все пропало. Творчество вообще вещь весьма утомительная, все в тебе крутится круглые сутки. И совесть покоя не дает, и досада: понимаешь, что нужно сделать, а оно никак не дается. Да еще каждый день приходится преодолевать лень артистов, а то и откровенную бездарность.

Говорят, артисты считают вас человеком жестким, даже жестоким…
Если бы я был добреньким, никакого ансамбля у нас бы не было. А жестоким я никогда не был. Строгий — да. Это совершенно другое. Строгий — это значит, что я спрашиваю и с себя, и с них. И сколько надо, столько и спрашиваю.

Правда, что Сталин обожал ваш ансамбль?
Да, наши ночные кремлевские выступления начались с 1938 года и продолжались после войны. Без нас не обходился ни один концерт. Этим я объясняю, что никто из наших артистов не пострадал от репрессий. Один из номеров нашего репертуара, «Подмосковную лирику», Сталин мог смотреть без конца. Когда нам надоело кочевать из одного клуба в другой, на вопрос Сталина, отчего я такой невеселый, я ответил, что мне просто негде репетировать. И через несколько дней ансамбль получил репетиционные залы в Зале имени Чайковского.

Вы не боялись встречаться со Сталиным лично? Одно неверное слово…
Видите ли, я настолько дорожил ансамблем, что думал только о том, как бы нам продвигаться дальше. Это было делом моей жизни, и я бы не позволил себе как-то случайно навредить коллективу. Но примеры животного страха перед Сталиным наблюдал, видел как перед ним буквально тряслись люди.

А Хрущев не слишком ансамбль жаловал?
Всю кашу против нас заварил Булганин, который считал, что мы должны танцевать только свои, русские танцы. Я был иного мнения, и ансамбль здорово сократили. К счастью, наш триумф во Франции в 1955 году, когда мы первыми из советских коллективов буквально сорвали «железный занавес» между СССР и Европой, спас нас от дальнейших нападок.

Ваша карьера хореографа блестяще начиналась в Большом театре. Тем не менее вы недолго задержались там. Не жалеете?
Нисколько. Там слишком большая зависимость от обстоятельств, далеких от искусства — политика, начальство. Там я был бы одним из многих. В ансамбле я сам себе хозяин, ни от кого никогда не зависел.


На репетиции.
1956 год

Даже от партии? Руководитель выездного коллектива, известного в мире ансамбля — и беспартийный. Как вам это удавалось?
Восемнадцать раз мне предлагали вступить в партию. Я честно говорил, что верю в Бога, что не готов политически. В конце концов они от меня отстали: «Хоть он и беспартийный, но полезнее любого партийца». Потому что если надо было разрядить международную ситуацию, то посылали не дипломатов, а ансамбль — и мои артисты делали с публикой, что хотели. Так было в Финляндии в 1945 году, в послевоенной Европе в 1946 году, во Франции в 1955 году, а потом в США в 1958 году именно мы растопили лед холодной войны.

Ваш рецепт преодоления трудностей?
В конце концов, если проявить терпение, волю и упрямство, то нет такой трудности, которую нельзя было бы победить. Чувство юмора помогает. Если каждую чепуху принимать за препятствие и переживать, тогда трудно будет. А если трудности шутя преодолевать, то получается намного лучше. Я как-то это быстро освоил, и у меня стало получаться.

Задумывались ли вы, для чего живете?
Я всегда хотел создавать вещи, которые меня художественно удовлетворяют, так бы я сказал.

Вы прожили долгую жизнь — о чем-нибудь жалеете?
Ни о чем. Я прожил правильную жизнь и честно, рано или поздно, добивался поставленной цели. Если сразу не получалось — как военные, шел в обход, но все равно добивался своего. Моя гордость в том, что наш ансамбль имеет собственный стиль, которого ни у кого в мире нет и быть не может — потому что на создание нашей школы затрачены десятилетия упорного труда нескольких поколений моих артистов.

Вы много раз говорили, что преемника своему делу не видите. Что будет с ансамблем дальше?
Видите ли, нужна личность — тогда жанр сможет развиваться. Кроме энергии обязательно нужен талант. И понимание того, куда идти и какими путями. Второй Моисеев вряд ли сможет родиться. Поэтому сейчас надо просто продолжать то, что уже сделано.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share