#Мнение

#Только на сайте

На всю оставшуюся жизнь

2014.09.14 |

Юрий Сапрыкин


Про Генделя на Патриарших и похоронки из Новороссии
06_01.jpg
Телевидение заставляет мирных до этого людей отправляться на войну /PhotoXPress

Традиционно кошмарный для москвичей День города в этом году сломал шаблон: выйти на улицу, вопреки обыкновению, было скорее приятно, в центре происходило необременительное веселье, без «Клинского» и Газманова, но с улыбчивыми девушками и детьми, на Патриарших пять тысяч человек слушали Генделя, на ВДНХ давали оперу, на Никольской играли на роялях, светило солнце, в воздухе парила золотистая пыль, вокруг было много радости и никакой агрессии. Для того, чтобы почувствовать, насколько этот мирный и местами даже элегический праздник идет не в ногу, не в такт и невпопад с происходящим в стране, достаточно было вернуться домой и включить телевизор.

Новое для Москвы ощущение — что миллионы людей могут одновременно выйти на улицу и не испытывать при виде друг друга ничего, кроме радости и умиротворения, — совпало с моментом, когда тысячи людей в городах на украинском юго-востоке прятались по подвалам, не испытывая ничего, кроме страха и ненависти, а двадцатилетние российские десантники начали возвращаться домой в цинковых гробах.

В нынешней России достаточно золотых перьев, способных развить эту мысль в гневную филиппику о зажравшихся креаклах, что живут, под собою не чуя страны, об окопавшихся в столичных кафе предателях нации, единственные святыни которых — хамон да пармезан, — это все до зевоты дежурно и предсказуемо, интересно другое.

Вот по фейсбуку ходит история про менеджера «Газпрома», который в середине мая — очевидно, под впечатлением от событий в Одессе, — впал в тоску, уволился, раздобыл комплект камуфляжа и билет в один конец, отбыл на защиту жителей Новороссии, а домой возвратилась уже похоронка. Нетрудно же представить, что герой этой истории спокойно доживает до начала сентября и идет с девушкой слушать Генделя; для людей его круга такая модель поведения не в пример более типична — так почему его судьба вывернула в другую сторону, какую именно стрелку пришлось перевести, чтоб его поезд отправился в Донецк?

Этот поступок выделяет нашего героя не только из среды эффективных менеджеров; он точно так же не типичен для активных сторонников «русской весны» — 99 % ее пропагандистов и агитаторов даже на самом высоком градусе пафоса или истерики не вышли из дома и не отправились на передовую, музыкантам и художникам, воюющим за Новороссию в фейсбуке, не пришло в голову выдвинуться на Луганщину с шефскими концертами или агитбригадой, люди, все-таки уехавшие на фронт — неважно, добровольцы или кадровые военные, — агиток в соцсетях не писали. Можно было бы сказать, что добровольцы и им сочувствующие наглухо зомбированы телевизором — но лояльных телезрителей, не чувствующих в происходящем на Донбассе общей беды, требующей немедленного личного вмешательства, все-таки на порядок больше. Так почему мы здесь — а они там?

Цинизм нынешней пропаганды в том, что рассчитана она на людей совсем не циничных

Цинизм нынешней пропаганды в том, что рассчитана она на людей совсем не циничных: для того, чтобы бросить работу и семью и отправиться защищать жителей Донбасса (причиняя им в процессе защиты неисчислимые беды), нужно слишком остро чувствовать те понятия, на которые напирает пропаганда: Родина, общее прошлое, борьба с фашизмом, родной язык.

Опираясь на святую для каждого память о Великой Отечественной, киселевско-соловьевская пропаганда рассчитывает на тех, кто воспринимает эту святость как нечто глубоко личное, на людей простодушных и по-хорошему наивных, не привыкших прятаться от красивых слов за цинично-скептической броней. Наверняка среди добровольцев полно лихих людей, которым нравится бегать с автоматом поперек любых законов — но вот этот архетипический сотрудник «Газпрома» явно не из их числа, он поверил в картинку, где фашисты сжигают в одесском доме простых русских людей, и понял, что сидеть сложа руки нельзя.

И слушающие Генделя на Патриарших вряд ли могут считать, что они умнее и лучше тех, кто отправился вместо этого на чужую гражданскую войну. И вряд ли первым удастся уговорить последних, что ужин в уютном кафе лучше борьбы с мировым злом, и непонятно, как одну картину мира можно теперь примирить с другой, какой бы искаженной она ни была, тем более, если она уже оплачена кровью — и с этим трагическим разрывом придется жить долго, если не вообще всегда.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share