#Только на сайте

#Юбилей

«Священнодействуй или убирайся вон!»

2014.10.22

Знаменитому Театральному институту имени Бориса Щукина исполняется сто лет

Актер Евгений Стеблов, выпускник Щукинского училища, поделился с The New Times воспоминаниями o своих студенческих годах. Его рассказ мы сопровождаем публикацией архивных материалов, касающихся истории легендарной «Щуки», — от основания и до наших дней. Многие документы увидят свет впервые*

*Материалы предоставлены Государственным центральным театральным музеем имени А.А. Бахрушина, где проходит выставка «От простого к сложному», посвященная столетнему юбилею Щукинского училища.

усадьба ланиных.jpg

Евгений Вахтангов с участниками спектакля «Усадьба Ланиных» по пьесе Б. Зайцева. Весна 1914 г. В пьесе были заняты студенты Коммерческого института, занимавшиеся в любительском театральном кружке. Осенью 1914 года Вахтангов предложил студентам заняться изучением системы Станиславского в Студии. К моменту встречи со студентами Вахтангов уже написал знаменитое «Хочу образовать студию, где бы мы учились. Принцип — всего добиваться самим. Руководитель — все. Проверить систему К.С. на самих себе. Принять или отвергнуть ее. Исправить, дополнить или убрать ложь».

23 октября 1914 года один из самых талантливых учеников Станиславского — Евгений Багратионович Вахтангов — провел первое занятие со своими студийцами. Эту дату принято считать днем основания Щукинского училища (ныне — Театрального института имени Бориса Щукина). В 1917 году появилось первое название — Московская драматическая студия Е.Б. Вахтангова. В 1920 году она была взята «под крыло» Художественного театра и переименована в «Третью студию МХТ». Здесь Вахтангов ставит «Принцессу Турандот» — великий спектакль, вошедший во все учебники по истории театра. В 1926-м коллектив «Третьей студии» получает статус Государственного театра имени Евгения Вахтангова с постоянно действующей при нем театральной школой. В 1939 году школе присвоено имя Бориса Васильевича Щукина, который в «Принцессе Турандот» сыграл Тарталью.

парад актеров.jpg

Принцесса Турандот К. Гоцци. 1922 г.

Щукинский лицей

Это, наверно, звучит банально, но в Щукинском училище действительно была прекрасная атмосфера — атмосфера своеобразного лицея. Потому что, во-первых, ты занимаешься любимым делом, и ничто тебе не мешает. А во-вторых, тогда, в середине 60-х, с нами занимались педагоги, недавно освобожденные из заключения — те, кого реабилитировали после политических репрессий (это были преподаватели по общеобразовательным предметам). И поэтому, конечно, в училище царил дух внутренней свободы. Я понял это позже, а тогда даже не осознавал. Тогда это просто было счастье, которое не описать, не передать словами. Ведь поэзия — не в словах, она между ними...

steblov_1.jpg

Евгений Стеблов, выпускник Щукинского училища 1966 года

От старухи до «Хвостиков»

Поступил я в училище в 1962 году. Еще до экзаменов я показался Цецилии Львовне Мансуровой — первой исполнительнице роли Турандот в знаменитом спектакле Вахтангова, которая стала моей, если так можно сказать, «крестной матерью в театре». (Моя бабушка дружила с Мансуровой в детстве, они не виделись лет 30, но бабушка все-таки решила ей позвонить, потому что театр — стезя рискованная, и родные всегда переживают. Ведь если нет у человека способностей, зачем поступать в театральное?)

Мансуровой я показал старуху с «грудным ребенком» — куклой. У меня в то время вообще была склонность играть стариков — я даже загримировывался нищей старухой и ходил на паперть к церкви рядом с домом. И имел успех: меня оттуда как конкурентку выгоняли!

Когда я показал Мансуровой свою старуху, она посоветовала найти что-то более соответствующее моему возрасту.

Я взял детский рассказ Бориса Житкова «Хвостики» — о том, как дети разрезали мамину шубу. С этим рассказом я и поступил в Щукинское училище просто триумфально! Хотя, честно говоря, не понимал, в чем мой успех. Я просто рассказывал с серьезным видом эту историю, а комиссия чуть не вповалку лежала со смеху. Помню, меня даже от какого-то одного тура освободили...

Когда я увидел свою фамилию в списке принятых, был абсолютно счастлив! И даже не поверил до конца, что буду учиться в Щукинском училище. Поехал домой почти через всю Москву на троллейбусе №2 (я жил тогда у Рижского вокзала). Приехал, пообедал — и отправился обратно, чтобы еще раз увидеть свою фамилию в этих списках.

афиша.jpg

Афиша спектакля «Чудо святого Антония» М. Метерлинка. 1921 г. Первый спектакль «Студии» (до 1939 года Студия сменила ряд названий, в числе которых «Студенческая», «Мансуровская» — по местонахождению в Мансуровском переулке, «Студия Е.Б. Вахтангова», «Третья студия МХТ»).

вахтангов.jpg щукин.jpg

Евгений Багратионович Вахтангов (1883–1922) (слева)     

Борис Васильевич Щукин (1894–1939) (справа). Блистательный артист Вахтанговского театра, режиссер. Скоропостижно скончался в 1939 году. В память о нем в том же году Училищу присвоено имя Б.В.Щукина.

Захава.jpg этуш.jpg

Борис Евгеньевич Захава (1896–1976) (слева). Ректор Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина с 1925 по 1948 и с 1962 по 1976 гг.

Владимир Абрамович Этуш (справа). Ректор Высшего театрального училища им. Б.В. Щукина с 1987 по 2003 г. С 2003 г. художественный руководитель Театрального института им. Б.В. Щукина.

Называть «Щукой» — неприлично

В училище нас именно воспитывали — примером и обязательному следованию этому примеру.

Сегодня упал общий уровень культуры. Например, многие молодые люди могут первыми подать руку старшему человеку. Это совершенная дикость... Однажды у нас в училище кто-то себе это позволил, и я помню, как начал кричать Борис Евгеньевич Захава! И называть училище «Щукой» было неприлично. От ректора могло за это сильно попасть! Вообще жаргон никогда не поощрялся — это Театральный институт имени Бориса Щукина. Точка.

На втором этаже в училище висел лозунг — высказывание Михаила Семеновича Щепкина: «Священнодействуй или убирайся вон!» И это было не пустым, не формальным лозунгом для меня и для моих однокурсников. Несмотря на всю веселость студенческого времени, мы старались ему следовать. И он остался с нами на всю жизнь. Театр может быть храмом, а может быть гадюшником. Мы сохранили отношение к театру как храму.

Внешняя легкость при сохранении внутреннего содержания, атмосфера особой элегантности — таково Щукинское училище. И это редкое везение для меня и моих коллег — поступить туда, окончить и присутствовать на столетии этого замечательного вуза.

пятилетие.jpg

Группа студийцев отмечает пятилетие Студии. В центре — Евгений Вахтангов. 1918 г.

TASS_3371015.jpg

В 1963 году Юрий Любимов поставил со студентами Щукинского училища спектакль «Добрый человек из Сезуана», с которого началась знаменитая «Таганка». На фото — Любимов и участники спектакля 1973 года

TASS_458341.jpg
Михаил Ульянов и Юлия Борисова — тоже выпускники Щукинского училища. Спектакль «Варшавская мелодия». 1968 год

Материал подготовила Надежда Старовойтенко



Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share