#Кино

#Сюжеты

#Только на сайте

Любовь к мутациям

2014.12.16 |

Юрий Гладильщиков

В российский прокат выходит «Звездная карта» Дэвида Кроненберга — режиссера, которого истинные киноманы ценят особо.

maps-to-the-stars-mia-wasik.jpg

Миа Васиковска в фильме «Звездная карта»

Фон Триер, братья Коэны, Тарантино, Озон, Альмодовар, Кроненберг — у каждого свой неповторимый стиль. Главное отличие Кроненберга: он лучший в мире (и, возможно, не  только в мире кино) знаток и исследователь всевозможных человеческих мутаций.

Кроненберг — философ, несмотря на то, что его любимый жанр — триллер, а кровища в его фильмах проливается литрами. Впрочем, если призадуматься, то философ в современном мире и должен снимать именно триллеры, причем кровавые. Он начинал с исследования мутаций физиологических (например, его «Муха»), но уже «Видеодром» (1982) доказал, что Кроненберга куда больше интересуют мутации социально-психологические.

Маниакально-депрессивный Голливуд

Забавно, что Кроненберг еще со времен первых видеомагнитофонов воспринимался у нас как представитель Голливуда. Ведь его фильмы были зрелищными, и в них всегда снимались звезды первого ряда. На самом деле он никогда не имел взаимоотношений с Голливудом, ведь в Голливуде режиссер зависим, а Кроненберг больше всего на свете ценит независимость. Он — канадец и все свои картины снимал в родном Торонто, даже если действие происходило в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе. «Звездная карта» — первый фильм Кроненберга, который целых пять дней снимался в реальном Лос-Анджелесе (в остальные съемочные дни роль Лос-Анджелеса играл все тот же Торонто). Ведь это фильм про Голливуд — про мутацию его элиты. Если выразиться жестко, то Дэвид Кроненберг поставил крест на Голливуде. Его «Звездная карта» со звездами Джулианной Мур, Миа Васиковска, Джоном Кьюсаком и Робертом Паттинсоном показывает центр мировой киноиндустрии на всю голову больным.

Обругать несчастный Голливуд, обвинив его во всех смертных грехах, не способен сейчас только ленивый. Для какого-нибудь Мединского ругань в адрес Голливуда — бальзам на душу. Но Кроненберг нашел свои повороты. В центре событий — два особняка. В одном обитают популярный в Голливуде психотерапевт, ведущий на ТВ модное шоу «Час личной власти», его звездный сын-тинейджер, ставший циником после раннего успеха в сериалах, и хозяйка дома. В другом — упустившая последние шансы бывшая кинодива, все еще мечтающая об «Оскаре». Тут в Лос-Анджелес приезжает загадочная девушка из Флориды, явно имеющая отношение к первой из упомянутых семей (где много скелетов в шкафах). И устраивается ассистентом к упомянутой кинодиве (у которой скелетов в шкафах еще больше).

Постепенно выясняется, что почти все персонажи фильма видят ужасающих призраков. Тут — первое концептуальное утверждение Кроненберга: Голливуд — всемирная столица маниакально-депрессивного психоза. Там попросту нет здоровых людей.

Второе утверждение Кроненберга: Лос-Анджелес с Голливудом — город мертвых, город смерти. За полчаса до финала фильма, причем внезапно (до этого было много юмора) такое начинается — такая кровавая бойня! Еще: обитатели Голливуда — извращенцы. В частности, Голливуд — это сплошной инцест. В результате не будет большой натяжкой сказать, что Голливуд по Кроненбергу — культурная мутация.

15.jpg

«Порок на экспорт» — фильм о жестокости русской мафии

Безумный Лондон русских

Тут самое время вспомнить, что Кроненберг в недавнее время исследовал и мутацию русских — правда, на примере не власти, а только русской мафии в Лондоне. Его «Порок на экспорт» 2007 года (в оригинале «Восточные обещания» — Eastern Promises) — фильм о наших «ворах в законе» и интригах внутри их лондонского филиала.

В нем есть шокирующие сцены, не сопоставимые ни с чем другим в мировом кино. Прежде всего эпизод, когда на голого героя набрасываются в бане два чеченца из конкурирующей мафиозной группировки и одному из них герой, защищаясь, выдавливает глаз. На западных премьерах часть публики в ужасе выбегала из зала.

Кроненберг снял фильм о том, как русских крестных отцов прежнего типа сменяет новое поколение. Эти новые люди имеют традиционные воровские тату. Кстати, только из фильма Кроненберга кое-кто из зрителей впервые узнает, какое значение имеют татуировки для отечественных воров в законе. Каждая татуировка неслучайна. Каждая — как советский орден. Есть байка, будто исполнитель главной роли Вигго Мортенсен (тот, что играл Короля людей во «Властелине колец»), дабы вжиться в роль, совершил долгое тайное путешествие по России, во время которого встречался с реальными ворами в законе.

В любом случае, понятно, что Кроненберг, в конечном счете, выполнил культурологическую задачу. Он первым совершил серьезное типологическое исследование русской мафии за рубежом. И тем самым вольно или невольно ее мифологизировал, наконец-то поставив в ряд с уже давно мифологизированными коза нострой, якудзой, триадами. Фактически он снял фильм-параллель к «Крестному отцу». Финальный кадр с пришедшим к власти персонажем Мортенсена — прямая цитата из «Крестного отца».

Кроненберг предоставляет нам крайне интересную информацию. Похоже, он знает ситуацию с русской мафией на Западе лучше, чем мы. Что вообще мы знаем о наших на Западе? Что-то о диаспоре. Что-то — об олигархах-отступниках. Что-то — о футбольных и сотби-покупках олигархов верноподданных. А многие ли знают о деятельности «русской мафии»? У нее и впрямь есть западные подотделы? Кроненберг сделал фильм об одном таком конкретном подотделе, о русской воровской культуре, и остается только недоумевать, почему некоторые считают, будто он таким образом стремился выразить свое отношение к русским и России вообще — тем более, что в фильме много и хороших наших.

Поскольку же у нас сейчас невероятная мутация и власти, и оболваненного ею народонаселения, то Кроненберг для нас как никогда актуален.

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share