#Театр

Здесь был Марат

2015.05.29 |

Ксения Ларина

В черногорском курорте Будва прошел первый фестиваль уличных театров Open Sky Montenegro
LA-490-01.jpg
Главные участники уличных театрализованных шествий — «Высокие братья & Tall Brothers» (Москва)

Начнем с того, что театра ни в Будве, ни в Которе нет. Там нет даже кинотеатра. Нет ни одной сцены, на которой можно было бы соорудить декорацию и зажечь свет рампы. Поэтому да здравствует театр улиц! С живыми декорациями — синее море, желтая луна, красное солнце заката, рыжий огонь факелов, зеленый шатер приморских бульваров, кремовые шторы горных облаков и дрожащий занавес теплого летнего дождя… На представления не надо покупать билеты и занимать места: театр в Будве окружает тебя везде — в уличных кафе, на городском пляже, у стен Старого города, на ратушной площади, в узких переулочках и на широких бульварах.
LA-490-02.jpg
Любимцы публики — «Странствующие Куклы Господина Пэжо» (Санкт-Петербург), сыграли на фестивале три спектакля.

Провокация на пляже

Ты сидишь в пляжном кафе на берегу моря, мирно посасываешь свой молочный коктейль из трубочки и улыбаешься официантке, которая приветливо кивает тебе из-за стойки. Через минуту у пляжа с визгом затормозит джип, из которого выпрыгнут несколько разъяренных парней, и один из них яростно начнет выяснять отношения с красоткой за соседним столиком. Перепалка перейдет в рукопашную, в ходе которой твою милую официантку повалят на землю и начнут колошматить под возмущенные крики очевидцев. Пара смельчаков попытается вмешаться, кто-то истошно будет звать полицию, наряд полицейских стремительно прорвется сквозь толпу, участники драки попытаются сбежать, их волоком потащат к машине, избитая официантка дрожащими руками будет прикрывать заплаканное лицо… В какую минуту отдыхающие поняли, что они не свидетели происшествия, а зрители спектакля? Кто первый воскликнет: «Это же театр!?»

Один из самых популярных видов уличного искусства — провокация, живой перформанс, смысл которого — максимальное правдоподобие, никакого актерства. Вспышка в людском море, сгусток энергии, вброшенный огненным шариком в самую гущу толпы. И никакого разоблачения, никаких поклонов — ворвались и исчезли, оставив за собой тревожный шлейф бурных обсуждений. Это Invisible Theatre из Подгорицы, столицы Черногории, — профессиональные актеры, «натуралисты» высочайшего класса (актриса, исполнявшая роль официантки, «работала» в кафе уже за час до начала представления, чтоб ни у кого сомнений не возникло).

LA-490-04.jpg
Хедлайнеры церемоний открытия и закрытия фестиваля — театр «Огненные люди» (Москва)

«Театр — веселенькое дело»

Фестиваль уличных театров в Будве длился всего четыре дня, но ощутимо изменил атмосферу города, его эмоциональный фон, изменил выражение лиц в городе, раскрыл, расцепил, высвободил людей, превратив обычную ленивую безликую толпу в эстетскую публику.

Главный режиссер фестиваля Юрий Муравицкий и главный идеолог масштабного культурного проекта в Черногории Марат Гельман собрали лучшие труппы Европы. Жанровый диапазон объял необъятное — от ростовых кукол и клоунов до утонченных персонажей «дель арте», от бессловесных мимов до импровизаторов стендап-комеди, от цирковых акробатов и жонглеров до оперных див и мульти-инструменталистов. География — от Черногории и Словении до Испании и Франции, с активным участием москвичей и петербуржцев.

«Театр — это веселенькое дело», — любили повторять классики, имея в виду не бессмысленную развлекательность, а упоение игрой и азарт, объединяющий артистов и публику. Это коллективное «ах», когда «Огненные люди» (театр из Москвы), беспечно жонглируют пылающими факелами или когда реактивный клоун Локо Бруска (Испания) выхватывает из публики расшалившегося ребенка и тащит его подмышкой к самому краю пропасти над морем. Это тихий восторг перед магией воздушных белоснежных великанов, зажигающих огромную луну в черном небе (французская Compagnie Des Quidams). Это нескончаемая овация трем гигантским оперным дивам и маленьким веселым барабанщикам из французского театра La Compagnie Transe Express. Это гомерический хохот на комических экскурсиях Streetwalker (словенский театр LJUD) по Старому городу, где под каждым камнем и за каждым углом таится «шедевр современного искусства» в виде сухой какашки, мокрой веревки или обвалившейся штукатурки.

LA-490-06.jpg
Воздушные великаны французского театра «Compagnie Des Quidams»

Провинция у моря

Любимцами публики стали «Странствующие Куклы Господина Пэжо» (СПб) — настоящий бродячий театр, классики жанра, сочиняющие ироничные, смешные и печальные истории про маленьких незаметных людей с большим сердцем и тонкой чуткой душой. Участники «Господина Пэжо» сами сочиняют пьесы, сами придумывают героев и маски для них, сами шьют костюмы, делают декорации и реквизит. Это одна из самых известных трупп мира, что удивительно, поскольку в России жанр уличного искусства не очень востребован и в силу климата, и по причине менталитета: раскрепостить нашего недоверчивого и бдительного человека, втянуть его в театральную игру довольно тяжело.

В теплом воздухе Черногории даже с угрюмым русским человеком происходит чудо: он становится добрым и великодушным, избавляется от внутренних демонов и внешних врагов. То, что Марат Гельман пытался выстроить на территории России, когда наивно мечтал сделать провинциальную Пермь столицей современного искусства, теперь рождается в европейской провинции. В свободной европейской провинции у моря.

Фото: Иван Козлов

Shares
facebook sharing button Share
odnoklassniki sharing button Share
vk sharing button Share
twitter sharing button Tweet
livejournal sharing button Share